Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Новое женоненавистнечество

«О! Если бы люди могли делать детей другим способом, без посредства женщин, тогда бы они не знали больше несчастий!»

Это крик Ясона в трагедии Еврипида «Медея» (V в. до н. э.).

Способность женщин к деторождению является, по-видимому, фундаментальной причиной несчастья мужчин.

Зависимость человеческого существа от матери

Начиная с книги «Женская сексуальность. Новые психоаналитические исследования» (1964), появившейся до большой феминистской волны, я стала придерживаться гипотезы, согласно которой женское существование на протяжении веков было отмечено чувствами зависти к материнству и потребностью изменить ситуацию зависимости, в которой безоружный грудной ребенок находится по отношению к своей родительнице, красноречивое подтверждение чему мы находим в мифе о рождении Евы из ребра Адама.


Известно, что человеческий детеныш рождается недоношенным. Фрейд упоминает в работе «Торможение, симптом, страх» (1926) о последствиях этого «биологического фактора», который вызывает «долгий период, в течение которого малыш, относящийся к человеческому виду, находится в условиях беспомощности и зависимости. Его внутриутробное существование менее продолжительно, чем у большинства животных, и он брошен в этот мир в менее законченном состоянии. Отсюда вытекают усиление влияния внешнего мира и ранняя дифференциация Я и Оно. К тому же опасности внешнего мира увеличиваются, и значение объекта, который только один и может от них защитить, заняв место прежней внутриутробной жизни, значительно возрастает. Таким образом, биологический фактор устанавливает все первичные ситуации опасности и создает потребность быть любимым, которая никогда уже больше не покидает человека».
Этот текст, который цитируют нечасто, открывает новую перспективу на различие между человеком и животным, на развитие человека по сравнению с развитием животного, а следовательно, и на временной аспект. Он также затрагивает пункт, который нас особенно интересует: последствия длительного периода зависимости человеческого существа от матери. Однако этот пункт, основной для понимания женского существования, значения зависти к обладанию атрибутами мужественности, создания материнского образа у обоих полов, роли отца, фалло-центризма и упорного присутствия латентной гомосексуальности у мужчин, никогда не рассматривался Фрейдом в его теории человеческой сексуальности, как женской, так и мужской.

Эта проблема ставится в статье Рут МакБрунсвик, которая работала с Человеком-Волком после Фрейда. Статья называется «Преэдипова фаза либидозного развития» (1940), где автор объединила комментарии Фрейда и его заметки на полях. Она настаивает на исключительной роли и необходимости идентификации у обоих полов с самых первых дней жизни с активной матерью, переживаемой как всемогущая.
«По мере того как ребенок идентифицируется с активностью матери, ему удается все больше и больше обходиться без нее, и он делает себя независимым от нее. <...> Каждый успех в процессе идентификации с матерью делает ее менее необходимой для ребенка. В то же время требования и запреты, которые она вынуждена выставлять, провоцируют нарастающую враждебность <...> Либидозная позиция, достигнутая ребенком, ревностно защищается <...> Мать становится в лучшем случае лишней. На ее присутствие ребенок реагирует даже агрессивно (с примитивной агрессивностью)».

Ненависть к матери нельзя описать лучше, чем через эффект зависимости.
Автор придает большое значение желанию ребенка обладать атрибутами всемогущей матери, и в первую очередь ее способностью иметь детей. Она приходит даже к следующему заявлению: «В противоположность нашим предшествующим идеям желание (девочки) иметь пенис не заменяется на желание иметь ребенка, ведь последнее предшествует первому <...> в значительной степени».

Но именно Мелани Кляйн, разрабатывая концепт зависти, акцентирует внимание на желаниях у обоих полов захватить и даже разрушить (когда жадность и ненависть превалируют) способность матери производить на свет детей. «Способность давать и сохранять жизнь ощущается как самый драгоценный дар, и плодотворность становится причиной самой глубокой зависти» (1957). Действительно, плодотворность матери и зависимость от нее тесно связаны друг с другом. Созидание выражается (реально и символически) через грудь. «Кормящая грудь представляет собой для грудного ребенка то, что обладает всем тем, чего он желает. Она является неисчерпаемым источником молока и любви, что она, однако, приберегает для своего собственного удовлетворения». (В других местах Мелани Кляйн говорит, что забота, которую мать щедро дарит младенцу, тоже входит в состав свойств материнской груди.) Именно постоянное и абсолютное неналичие груди и всего того, что она символизирует, желание и невозможность быть грудью, т. е. зависимость, которой подчинен младенец, и усиливает деструктивность зависти, жадности и ненависти.

Кажется, можно рассматривать многие аспекты теории сексуальности Фрейда как отрицание первичной зависимости от матери, которая формирует решающим образом отношение мужчин и женщин к матери, отношение полов друг к другу, как и его перенесение в социальное пространство.

Напомню некоторые гипотезы, изложенные в моих предыдущих работах, освещая их немного иначе, в свете новых данных. Мне показалось, что если осмыслить феминистскую американскую литературу последнего времени, открыто использующую психоанализ, среди авторов которой встречаются психоаналитики, в основном женщины, и если просмотреть подшивку «Нового времени» за июнь-июль-август 2000 г. (где авторы, пишущие на тему «Различие полов» и «Символический порядок», не признают своей преемственности по отношению к американской феминистской мысли) новым взглядом (надо бы сказать «постмодернистским»), то окажется, что мы присутствуем при отказе от женского-материнского, яростном и бурном, но другом, чем тот, в котором законно можно упрекнуть Фрейда. Я позволю себе вернуться к моим текстам с целью разобраться в этих новых веяниях, которые можно назвать борьбой с матерью (вечное возвращение?).


Если я упоминаю о женском-материнском, то вовсе не для того, чтобы утверждать, что женщина реализуется только в материнстве; это было бы «натуралистической» позицией. Последняя свела женщин к воспроизводству, как если бы власть матерей была настолько огромной, что стало бы необходимым ограничить ее определенной областью и превратить высокую материнскую способность в обязанность.

Все происходит так, как если бы женское-материнское преодолевало постоянное теоретико-идеологическое принуждение и необходимость свести его к «природе», что и делалось на протяжении веков; во фрейдистской мысли оно было сведено к анатомии, рассматриваемой как кастрация, или же считалось, что оно полностью разработано.
Я бы хотела здесь вернуться к вопросу о фаллическом сексуальном монизме, который я рассматривала в других работах. Мне кажется, что эта тема включает множество пунктов, которых я коснусь в дальнейшем, очень важных для понимания этапов, которые привели, начиная с введенного Фрейдом и некоторыми его последователями представления о женщине, отмеченной нехваткой, связанного с потребностью бегства от матери, к теории детской сексуальности, скрепленной у Фрейда печатью гомосексуальности. Тогда как происхождение мира предполагает совместное действие самца и самки, будь то в мифах о творении или в самом зачатии, некоторые современные концепции, выхолащивая психоанализ, приводят к идеологическому разрушению различия полов, т. е. в конечном счете к желанию уничтожить специфически женские способности.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум