Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. От сексуального влечения к фрейдовскому Эросу

В 1938 г. третью главу своего незаконченного профессионального завещания «Очерк психоанализа» Зигмунд Фрейд озаглавил «Развитие сексуальной функции». Довольно скоро читатель, к своему удивлению, обнаруживает, что речь не идет более ни о сексуальной теории, ни о сексуальных влечениях, ни о каком-либо ином термине, использованном ранее и подчеркивавшем ведущее положение сексуальности, хоть и всегда в конкуренции с какой-нибудь другой категорией влечений3. На чем же основывался в 1938 г. этот новый термин — сексуальная функция, а не влечения — термин, который, кажется, имел целью несколько принизить статус самой концепции сексуальности?

Первыми же фразами этой работы Фрейд отвергает, хоть и не заявляя об этом эксплицитно, концепцию полового инстинкта у человека. В человеческой сексуальности нет ничего инстинктивного, как это имеет место у животных, и тем более в ней нет ничего естественного, о чем свидетельствует столь обыкновенный гомосексуализм, или, говоря иначе, вся обширная негенитальная перверсная сексуальность человека. И напротив, эта человеческая сексуальность манифестирует с самого раннего детства, задолго до пубертата. Отчасти она связана с получением удовольствия, причем с самого раннего возраста, и эта связь достигает первой кульминации в возрасте около пяти лет в эдиповом комплексе. Возраст эдипова комплекса в наши дни, кажется, наступает все раньше и раньше. В равной степени примечательны и сам двухфазный характер сексуальной жизни человека, и инфантильная амнезия, предающая забвению первые этапы сексуальной жизни. Эту амнезию в наши дни некоторые хотели бы объяснить незрелостью мнестичес-ких структур, но для психоанализа речь идет исключительно о последствиях вытеснения.


Фрейд далее развивает свою мысль, описывая развитие инфантильной сексуальности, настолько ныне широко известное, что мы не станем на нем задерживаться. Мы напомним только, что в фаллической фазе у обоих полов предполагается неведение о существовании женского влагалища и что на этой стадии устанавливается первое различение полов на основе знания лишь одного пола, а именно мужского: в инфантильной сексуальности субъект либо фалличен, как мальчик, либо кастрирован, как девочка. Дальнейшее развитие необратимо разводит психические судьбы мальчиков и девочек. В пубертате же, под приматом генитальности, лишь завершается то психосексуальное развитие, которое началось задолго до этого.

Это резюме, в котором мы находим многое из самых ранних психоаналитических теорий, не объясняет, почему в 1938 г. Фрейд вдруг относит все вышеописанное на счет некоей сексуальной функции. Главное, что он позволяет нам о ней узнать, так это то, что сексуальную функцию можно понять, лишь прослеживая ее развитие. Вдобавок к этому он сообщает, что либидо обладает некоторыми структурными свойствами. Истоки либидо — соматические, и зарождается оно, по Фрейду, прежде всего, в недифференцированном конгломерате Я -Оно. Либидо вызывает сексуальное возбуждение, сконцентрированное в эрогенных зонах. Оно сосуществует с разрушительными влечениями.

Ответ на вопрос, который мы себе задаем, находится на самом деле в двух первых главах «Очерка психоанализа»: «Психический аппарат» и «Теория влечений». В первой из них Фрейд определяет провинции психического аппарата — Оно, Я, Сверх-Я, — на которые и поделено все психическое пространство. Оно, «детерминированное конституционально», включает влечения, которые «исходят из соматической организации» и которые находят в Оно, в неведомой пока что для нас форме, первый способ для своего психического выражения. Так что для Фрейда влечения являются чем-то примитивным, первичным, примордиальным. Во второй главе он напоминает о признаках мощи Этого и еще раз указывает, что влечения суть психические силы, а не идеи. До сих пор — ничего такого, что бы нам не было уже известно. Именно здесь Фрейд после «долгого колебания» (по его словам) и вводит новую терминологию. Он различает два основных инстинкта: Эрос и инстинкт разрушения. Остается объяснить изменение статуса сексуальной функции, которая становится частью более общего понятия — Эроса. В то время как сексуальная функция сама себя опасается и занята более поиском удовольствия, чем собственным развитием, Эрос, напротив, нацелен на создание все более крупных единств, с тем чтобы их сохранять, т. е. чтобы лучше сопротивляться диссоциативным целям разрушительных влечений, которые стремятся «разбить связи и, следовательно, разрушить вещи». Эрос как концепт обосновывается, таким образом, самой сопротивляемостью жизни в ее самоподдержании, в ее саморазвитии, перед лицом антагонистического действия разрушительных влечений. Недавние исследования французского биолога Жан-Клода Амайзена показывают, сама жизнь в биологическом смысле состоит в нейтрализации сил клеточной смерти, что, хотя и с большим запозданием, подтверждают умозаключения Фрейда.

В этом и состоит огромный переворот в психоаналитической мысли. Сексуальность, следовательно, нацелена только на получение удовольствия, а целью Эроса является необходимая для поддержания жизни связь. Следовательно, Эрос включает в себя сексуальность и прибавляет к ней поддержание связей, установленных в поиске удовольствия. Понятно, что если сексуальность может в самом начале своего развития позволить себе быть аутоэротичной или довольствоваться парциальными целями, то Эрос изначально требует выживания организма и укрепления внешних и внутренних связей. Для достижения своих целей ему, Эросу, необходимо сотрудничество Другого. Поэтому Фрейд не отрекается от выдвинутого в 1915 г. положения, состоящего в том, что о влечении нельзя твердо сказать, что оно, влечение, любит свой объект, — это положение по-прежнему истинно. И напротив, невозможно игнорировать тот факт, что если мы говорим об Эросе, то это непременно подразумевает, что Эрос любит свой объект и хочет завязать с ним глубокие, длительные, прочные связи.

Итак, можно продолжать говорить об инфантильной сексуальности, но как только мы говорим о любви — об Эросе — ребенка к своему первичному объекту, то мы подразумеваем здесь нечто иное, чем просто инфантильную сексуальность. Вопрос еще более усложняется, если вспомнить, что любовь всегда связана с источниками удовольствия. К тому же не следует путать источники удовольствия (эрогенные зоны ребенка и его матери) и источник всех источников — саму мать. Новомодная теория привязанности (attachment) есть не что иное, как убогая заплатка, цель которой в том, чтобы помешать нам увидеть очевидное и, следовательно, чтобы усилить наше вытеснение всей той любовной эротики, связывающей ребенка с его родителями, и в первую очередь, естественно, любовной эротики,связывающей ребенка с матерью и с ее грудью, понимаемой нами здесь и в узком, и в широком смысле — и как орган, и как психический комплекс.

Я хотел бы вернуться к одной мысли Фрейда, уже комментировавшейся мною в другом месте. В конце главы по теории влечений Фрейд пишет: «Лучше всего нам удалось постичь Эрос вслед за его психическим экспонентом9 - либидо— через изучение сексуальной функции, которая в общепринятом понимании — но только не в наших научных теориях — смешивается с Эросом».

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум