Прикладной психоанализ. Психоанализ и политика
Что такое «политический психоанализ»?
Некоторым психоаналитикам понятие политического психоанализа представляется тавтологией, поскольку они исходят из того, что психоанализ но определению имеет немаловажное значение в исследовании политических проблем, и поэтому прилагательное кажется им излишним. С точки зрения иных психоаналитиков, это определение грешит противоречием, потому что между психоанализом и политикой нет ничего общего.
Они полагают, что психоанализ представляет собой технику саморефлексии, которая может применяться исключительно в личных целях и предназначена для лечения определенных психических недугов. В политике, напротив, остро стоит проблема власти, и поэтому речь идет не о саморефлексии, а скорее о защите и реализации своих (по определению, экспансивных) интересов. В связи с этим считается, что в политике психоаналитическая саморефлексия едва ли приемлема, а тем более желательна, поскольку она лишает человека самоуверенности и снижает его способность к решительным практическим действиям. Следовательно, стремление использовать психоаналитические знания в политике возникает лишь по вине мании величия тех психоаналитиков, которые мечтают таким образом «исцелить мир».
Два этих полярно противоположных мнения могут служить наглядной иллюстрацией той напряженной ситуации, в которую попадает исследователь, приступивший к изучению отношений между политикой и психоанализом. Консервативно настроенные политики и психоаналитики единодушно отказывают психоанализу в праве на политическое значение. Однако среди психоаналитиков и представителей других дисциплин немало и тех, кто склонен идеализировать психоанализ в качестве «профилактической консультации для политики».
Противоречия, возникающие всякий раз, когда поднимается вопрос о том, могут ли психоаналитики вмешиваться в общественные и политические процессы, и каким образом может осуществляться подобное вмешательство, стары как сам психоанализ. В работах Фрейда представлены оба направления: психоанализ в качестве анализа культуры который посредством толкования бессознательных элементов общественного сознания создает условия для критической оценки структур ответственных за подавление, и психоанализ в качестве индивидуального анализа, который и в этом случае позволяет устранить симптомы и расстройства отношений, обусловленные бессознательными факторами.
Контакты между психоанализом и политикой вызывают тревогу с обеих сторон, хотя речь идет всего лишь о связи между практикой и рефлексией. Иногда в рамках психоанализа возникает тенденция к отрицанию любого практического действия, которое пренебрежительно именуют «отыгрыванием»; в политике, напротив, рефлексия и анализ мотивов того или иного поступка недооцениваются и отвергаются как излишний «психологизм». Скорее всего, и психоаналитики, и политики считают, что в таких понятиях, как практическая рефлексия и рефлективные действия, содержится вопиющее противоречие.
Психоаналитики, рискнувшие «выйти из-за кушетки» и представить общественности свое личное мнение потому или иному политическому вопросу, опираясь на психоаналитическую теорию, сталкиваются с конфликтами, о которых они не могли и помыслить, пока оставались «за кушеткой». С одной стороны, открытое выражение собственного мнения чревато чувством тревоги, поскольку дестабилизирует работу бессознательных механизмов, отвечающих за преодоление страха. С другой стороны, психоаналитик действует в подобных случаях по собственной инициативе и, в отличие от привычной ему ситуации, когда он откликается на просьбу определенного страдающего и нуждающегося в помощи человека, имеет дело с представителями общественности, страдания которых вытеснены под давлением различных практических интересов и действий.
Однако несмотря на все проблемы, связанные с отношениями между психоанализом и политикой, нельзя забывать о том, что психоанализ как особый способ мышления начал влиять на общественное мнение с момента своего возникновения. Хотя в свое время Фрейд, уступая под нажимом разгромной критики, отказался от идеи сексуального соблазнения детей взрослыми людьми, современные представления о распространенности и пагубности сексуального насилия над детьми едва ли могли бы сформироваться без участия психоанализа.
Аналогичным образом, открытия, сделанные психоаналитиками, могут прямо или косвенно влиять на развитие просвещения в других областях. Новые политические понятия, например, концепция «взаимных гарантий», согласно которой ни один участник конфликта не может получить удовлетворение за счет другой конфликтующей стороны, и подлинное разрешение конфликта возможно лишь в условиях взаимных гарантий, подразумевающих эмпатию к тревогам другого человека, а также анализ проблем, связанных с возникновением и функциональными особенностями образа врага, то есть субъективного «фантазма», а не реального «объективного врага», — все это не могло бы возникнуть в нашем обществе без знаний, накопленных психоанализом.
Разумеется, следует принимать во внимание и то обстоятельство, что психоанализ и политика влияют друг на друга. Изменения в общественном сознании оказали значительное влияние на развитие психоанализа, психоаналитических теорий и терапевтических методов. Многие теории, имеющие ключевое значение для современного психоанализа, не могли возникнуть во времена Фрейда, поскольку в те годы эти идеи просто не «носились в воздухе». Тем не менее психоанализ и политика могут оказать друг на друга конструктивное влияние только при условии непосредственных контактов между ними. Если психоаналитики и политики будут настаивать на том, что между психоанализом и политикой «нет ничего общего», или высказывать сомнения в практической ценности психоанализа или политики, то в конечном счете многое потеряют и те, и другие.
Поэтому понятие политического психоанализа несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, речь идет о психоанализе политики, который занимается толкованием бессознательных фантазий, связанных с политической и общественной жизнью, с другой стороны, — и это часто упускают из вида, — о политике психоанализа, то есть о том, в какой мере психоаналитические теории являются лишь отражением и констатацией общественного сознания или выходят за рамки общественного сознания и характерных для него защитных механизмов и таким образом могут объяснять данные явления. Плодотворное развитие политического психоанализа и психоаналитической мысли в целом возможно лишь в том случае, если психоаналитики смогут ответить на данный вопрос, однако для этого им необходимо изучить общество, в котором существует психоанализ.
Хотите разместить эту статью на своем сайте?
Страницы: 1 2