Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Сексуальные нарушения. Транссексуализм: взгляд психоаналитика

Беспредельны горизонты полубессознательного младенца! У него нет истории, он ничего не знает ни о своем прошлом, ни о своем будущем. Он имеет только настоящее, которое раскрывает его всему тому, чем он еще не является, но мог бы быть. Иногда он позволяет себе роскошь, будучи не в состоянии сказать Я, быть ничем. Я вижу его более свободным, пребывающим в невинном бреду, таким, каким я уже никогда не стану. Был ли он исключен из жизни или же сам взял отставку?

В первой главе книги «Бытие» сказано: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Миф возник как основополагающий элемент истории человечества. У мифов разные функции, среди которых есть и катарсическая, но главным образом «они передают в образной форме бессознательную психическую реальность, идею о ее предыстории, развитии и принципах, управляющих ею» (Pasche, 1995).

Аристофан считает, что «с сотворения времен некоторые человеческие существа были спаяны попарно — либо однополым образом, либо двуполым» (там же).

Миф о Гермафродите, сыне Аполлона и Афродиты, описывает «молодого человека необыкновенной красоты с длинными волосами и женской грудью» (Graves). Мифы о Гермафродите и Андрогине если не занимают доминирующего места в мифологии и древней трагедии, то, по гипотезе Р. Грава, появляются в переходные периоды и в периоды глубинных общественных переустройств, достигая кульминации в культе Диониса, описываемого в виде «женоподобного» бога. Эти мифы приходят нам в голову, когда в нашей повседневной практике мы все чаще сталкиваемся с запросами пациентов, именуемых «транссексуалами», обращающихся к нам с просьбой изменить ход их истории путем смены пола.

«Совершенно очевидно,— пишет психоаналитик Андре Грин,— что либерализация сексуальных нравов изменила наш взгляд на сексуальность... Мы видим, как появляются новые структурные формы, где сексуальность так или иначе выходит на первый план. Об этом свидетельствуют, к примеру, трансвестизм, или транссексуализм, не говоря уже о гомосексуальности» (Green, 1997).

Разнообразие запросов, связанных с расстройствами половой идентичности, ставит перед нами множество вопросов. Половая идентичность — это интимное чувство, которое каждый соотносит с одним из полов, различаемых биологией и культурой. Мужское и женское не только проистекают из биологической природы мужчины и женщины, но и являются интерпретацией различий, которые невозможно отрицать. Что выйдет из человеческого существа с конструкцией, осложненной психосексуальностью? Понятие половой идентичности, прежде чем быть осознанным, является верой, вытекающей из принадлежности к определенному полу и из способа воспитания ребенка.

Как правило, развитие подтверждает эту веру, и отношение окружения этому способствует. Однако идея веры также развивается, когда субъект утверждает свою половую принадлежность вопреки биологическим знакам и социальному установлению; транссексуалы, требующие у медиков сделать из них представителей другого пола, говорят, что они убеждены в «принадлежности к другому полу». Вся их жизнь нацелена на реализацию этой принадлежности.

Транссексуализм является загадкой. Часто его рассматривают как психоз, но не в психиатрическом смысле, а в том смысле, как его используют психоаналитики, описывающие «холодный психоз» (Э. Кестемберг), «белый психоз» (А. Грин),  «актуальный психоз» (М. де Мюзан). К чему относится отрицание в этом конкретном случае? В наше время прогресс медицинской техники отодвинул пределы невозможного, но что из этого вытекает в психическом плане?

По мнению А. Грина, транссексуализм не является психозом, возникающим в поле сексуального, а есть продукция этого поля, которая в сравнении с другими психозами даже имеет особенность не казаться таковой в глазах других. Она может даже повлечь за собой убеждение субъекта, что его дискурс таит в себе биологически обоснованную истину.

Бернадетта, или Бернар

Для начала я назову его/ее Б., т. е. Бернадеттой или Бернаром. Б. — молодая женщина двадцати пяти лет. Она обратилась в Центр психоанализа как «атипичная транссексуалка», атипичная в том смысле, что гомосексуальные отношения были у нее ранними. Надо сказать, что я встретилась с этим видом патологии впервые.

Я иду в комнату ожидания за Б. и вижу (сейчас, когда я об этом пишу, я теряюсь перед выбором из двух образов — «маленького парня» и «инопланетянина») существо маленького роста, хрупкое, с утонченным лицом, с тонкими запястьями, с коротко подстриженными волосами, с кольцом в левом ухе, с массивными мужскими часами, цепочкой и серебряным перстнем с печаткой. У нее широкие, как у шута, брюки и просторная куртка, не позволяющие определить какие-либо формы. Она расстанется с этой униформой очень нескоро.

Я спрашиваю себя, почему при виде ее мне пришел на ум образ инопланетянина, гораздо раньше, чем я услышала от нее об этих странных существах, пришедших из других миров. Может быть, в первую очередь из-за диспропорции между головой и глазами, поглотившими почти все ее лицо, и во вторую очередь — из-за диспропорции между головой и телом. Скорее я обратила внимание на душу, чем на тело.

Первичное интервью позволяет мне узнать об основных вехах ее истории. И только задним числом, в ходе сеансов, я с удивлением осознала, насколько полно все там было изложено. Б. имеет опыт психоаналитических встреч. Она прошла примерно восьмилетний курс психотерапии с тринадцати до двадцати двух лет с перерывами.

Кажется, с одной стороны, психотерапия помогла ей создать внутри себя план по смене пола, но с отсрочкой его реализации, а с другой стороны, прежде всего, помогла смягчить психотические страхи деперсонализации, существовавшие уже с детства, когда она видела себя захваченной объектом вплоть до уничтожения.

По-видимому, психотерапия не дала настоящего изменения, экономического или динамического. У меня часто возникало впечатление, что она только усилила некоторые психологические защиты, в частности, интеллектуализацию. Был наведен глянец на осознание; язык «пси» использовался ею как заученный урок, язык, которого, по ее мнению, ожидал собеседник. Все это делалось с целью парализовать любую попытку психотерапевта реорганизовать ее способ мышления.

Я часто обращалась к своему контрпереносу и к моим «планам» по поводу этой пациентки. Шла ли речь об «изменении» ее решения или же о том, чтобы предоставить ей лучшие условия, в которых она сама могла принять решение? Когда имеешь дело с проблематикой, предполагающей такую атаку на тело и окончательное искалечивание, все внутри тебя негодует и очень трудно иногда «абстинироваться» («воздерживаться») и сохранять «нейтральность», довольствуясь только интерпретациями.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Сообщения форума

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (495) 517-96-97

Написать письмо

2006—2015 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум

Rambler's Top100