Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

История психоанализа

  1. Психоанализ в 90-е годы XX века

    В 90-е годы прошлого столетия Фрейд заложил основы психоанализа как метода, терапии и теории: был разработан метод свободных ассоциаций, в обших чертах было сформулировано понятие переноса, и в ходе самоанализа Фрейд открыл один из краеугольных принципов психоанализа — эдипов комплекс, который в течение его жизни считался исходным комплексом невроза. 

    Вплоть до 60-х и 70-х гг. нашего века теория Фрейда сохраняла свою целостность, несмотря на неопсихоаналитическис ревизии в Германии и вопреки американской эго-психологии.

    Лишь в последующие годы теоретическая система психоанализа пережила фрагментацию под влиянием теории объектных отношений и когутианской психологии самости.

    После того как были приняты во внимание этиологические гипотезы предэдиповой ориентации, расширен спектр показаний, позволяющих констатировать так называемые ранние расстройства, подвергнута критике теория влечений, а процесс формирования личности и развития чувства собственного достоинства стали рассматривать сквозь призму революционных теорий, выдвинутых современными исследователями детей младшего возраста, у многих психоаналитиков сложилось впечатление, что дополнения или даже замены фрейдовской парадигмы, основанной на теории влечений, другими психоаналитическими подходами не избежать.


    В результате в рамках психоаналитического сообщества возник теоретический плюрализм. Оригинальные концепции Фрейда воспринимались на равных с концепциями Винникотта, Байона, М. Клейн, Когута и Кернберга. В связи с тем, что замкнутые в своих рамках «школы» не занимают доминирующее положение, зачастую наблюдается одновременное использование различных концепций и теоретических подходов, причем нередко различные психоаналитические психологические системы увязываются с определенными этапами развития или видами патологии.


    Хотя принципы отдельных подходов, претендующих на самостоятельность, т писс были изложены еще Фрейдом, многим психоаналитикам попытки интеграции представляются сомнительными, поскольку при этом не учитываются расхождения, связанные с теоретическим и методическим своеобразием каждого подхода.--more--


    История и положение психоанализа в Германии


    Нижеследующий довольно беглый обзор психоанализа 90-х годов XX века является скорее не сводом имен и предполагаемых теоретических течений, а каталогом намерений, для воплощения которых, несомненно, требуется вера в пророческую силу предположений. Дальнейшая теоретическая ориентация зависит от подхода к совершенствованию психоаналитического последипломного образования, причем в психоаналитических институтах в рамках последипломного образования, организованного не но университетским принципам, следует учитывать реальные наличные ресурсы каждого подхода.


    Организации имплицитных теорий и сопоставление теорий


    Одной из важнейших задач, стоящих перед психоанализом 90-х годов, является приобщение психоаналитического сообщества к имплицитным (подразумеваемым) научным знаниям психоаналитиков, присущим прежде всего клинической практике, наглядно проявляющимся и доказывающим свою целесообразность именно в этой области.
    В 80-е годы были предприняты первые попытки внести ясность в эти специальные знания, существующие лишь в устной форме и не представленные ни в одном учебном пособии, и провести их систематизацию. Имплицитные практические знания вмещают в себя огромное количество интуиции, возникающих в ходе клинической практики и нуждающихся в систематизации и научной организации. Следующая важная задача, стоящая перед современным психоанализом, заключается в сопоставлении разнообразных теорий и подходов, являющихся зачастую принадлежностью той или иной «школы», а также в истолковании отличных друг от друга гипотез, касающихся, например, взаимодействия врожденных способностей и окружающей среды, первичного потенциала мотивации, хронологии психологического развития, образа человека и прочего.


    Симпозиумы и научные работы, цель которых заключается в исследовании разнообразных психоаналитических теорий на предмет их сходства и различия, создают основу для более или менее последовательного теоретического лексикона. Кроме того, в ходе этих исследований может выясниться, что многие на первый взгляд несовместимые понятия в действительности просто описывают одно и то же явление разными метафорами. При этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что еще на стадии формирования психоаналитические понятия отличаются выразительностью и гибкостью, которые соответствуют стремлению психоанализа к целостному подходу, позволяющему охватить весь спектр смысловых взаимосвязей.


    Вместе с тем, высказанное замечание не следует воспринимать как выражение позитивистской критики психоанализа, поскольку оно не подразумевает требование строгой систематизации понятийного аппарата, а также введения устойчивого формального и номологического порядка утверждения закономерностей.

    Далее

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

психологический форум 

Сообщения форума

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (495) 517-96-97

Написать письмо

2006—2015 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум

Rambler's Top100