Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое помощь психолога? Психоаналитическая семейная терапия

Исторический экскурс

В двадцатом столетии такие понятия, как система, структура, сеть, отношения, взаимная зависимость, информация и коммуникация заняли первостепенное положение почти во всех науках, включая психологию, общую психотерапию и, в частности, психоанализ. Несмотря на то что фундамент системной теории был заложен еще на заре истории психоанализа (учитывая представления Фрейда о «психическом аппарате» с «инстанциями» ид, эго и супер-эго, о развитии ребенка в рамках отношений с отцом и матерью, об эдиповом комплексе, а также о взаимной согласованности переноса и контрпереноса в процессе терапевтически отношений), первые ростки семейной терапии появились за пределами самого психоанализа.

Результаты психодинамических исследований шизофрении, проведенных в пятидесятые годы в США прежде всего Бейтсоном, а также его коллегами и последователями из числа сотрудников института Паоло-Альто, свидетельствовали о том, что шизофреническое расстройство индивида обусловлено характером эмоционального взаимодействия в семье, в особенности отношениями между («шизофреногенной») матерью и подвергающимся патологическому воздействию ребенком. Бейтсон и его коллеги разработали «теорию двойных уз» и высказали предположение о том, что предтечей шизофренического расстройства являются противоречивые требования, предъявляемые ребенку, который не может заметить их противоречивость, поскольку первое требование выражается словами, а второе сообщение носит невербальный характер (например, «поди сюда — оставайся на месте!»).

Угодив в эту «западню отношений», ребенок старается тем или иным образом выбраться из нее, и на стадии отделения подобное «освобождение» оборачивается шизофреническим расстройством. Впрочем, приверженцы традиционного психоанализа едва ли приняли к сведению эту знаменательную теорию. За исключением Сирлза, который на основе данной концепции создал удачную теорию контрпереноса, возникающего при лечении пациентов, страдающих шизофренией, психоаналитики сочли эту первую психодинамическую теорию взаимодействия чуждой психоанализу. Сами сторонники этой концепции предпочитали именовать ее «коммуникационной теорией» и высказывали резкие критические замечания по поводу психоанализа, стремясь высмеять прежде всего теории бессознательного и защитных механизмов.

В Германии первую психодинамическую концепцию отношений родителей и ребенка создал Рихтер, который учитывал влияние родителей на ребенка и рассматривал семью в целом как пациента. Бауридл объединила под общим названием анализа отношений концепции психоаналитической семейной терапии, в основе которых лежала диалектико-эмансипационная модель изменений. В Гетгингене Шперлинг и его коллеги создали семейную терапию для представителей разных поколений, методы которой основаны на концепции «невидимой лояльности». Кроме того, родственные психоанализу теории коммуникации были разработаны Boszormenyi-Nagy, Штирлином и Вилли.

Как трактуется понятие «система»?

Для того чтобы выявить различия между методами семейной терапии, следует ответить на три вопроса, связанных с трактовкой понятия системы и представлением психотерапевта о своем месте в рамках или за рамками этой системы.

1. Именуется ли системой стройное единство актов взаимодействия вербального и невербального характера, доступное лишь для наблюдения извне, или взаимная согласованность сознательных и бессознательных желаний, страхов и защитных механизмов, присущих отдельному члену семьи и семье в целом?

2. Придерживается ли терапевт мнения о том, что силы, действующие в рамках семейной системы, направлены на сохранение статус-кво (гомеостаза), или рассматривает их с диалектической точки зрения и сквозь призму фрейдовской концепции навязчивого повторения, полагая, что они направлены одновременно на сохранение гомеостаза и дальнейшее раскрепощение (т. е. вследствие «естественной плавучести бессознательного» способствуют изменениям)?

3. Полагает ли терапевт, что в идеальных условиях он находится за рамками этой системы, или придерживается мнения о том, что он eo ipso ([лат.] Тем самым) включен в нее, испытывает ощущения, связанные с контрпереносом, и принимает участие в сохранении статус-кво, попутно способствуя изменениям?

Терапевтическое вмешательство

Практические методы, которые использует терапевт, равно как и его представление о собственной роли в процессе психотерапии зависят от трактовки понятия «система».

1. Терапевт, рассматривающий систему как множество индивидуальных и коллективных бессознательных эпизодов, отдает предпочтение психоаналитическому методу понимания в рамках сцены. Он анализирует поведение членов семьи в процессе взаимодействия с целью выявления его значения в контексте бессознательной сцены, к которой он причастен подобно остальным членам семьи и в которой он пытается разобраться вместе с ними. В данном случае терапевт поначалу не рассчитывает на изменение поведения членов семьи, а стремится выявить их вытесненные переживания (прежде веет желания и тревоги), что способствует изменению поведения и устранению симптома.

2. Терапевт, полагающий, что силы, действующие в рамках системы направлены на достижение компромисса между стремлением к переменам и страхом, который вызывает мысль об изменениях, подвергает интерпретации соответствующие переживания, но не принимает меры против защитной системы. Терапевт исходит из того, что побуждение к изменениям уже характерно для всей системы и каждого члена семьи поэтому нет нужды давать подобный импульс извне. Если система рассчитана исключительно на достижение и сохранение гомеостаза, то побуждение к изменениям, привнесенное извне, лишь способствует увеличению силы инерции в рамках системы.

Используя психоаналитический подход, рассчитанный на выявление бессознательных переживаний терапевт не стремится к тому, чтобы возникло состояние нужды, а проводит общий психоанализ наличного состояния, рассматривая желание перемен и раскрепощения как существенные мотивы. При этом речь идет о мнимом парадоксе психоанализа: любой индивид может изменить свою интрапсихическую защитную систему только в том случае, если он уверен в том, что никто не мешает ему оставаться таким, каков он есть.

3. Если терапевт не верит в существование архимедовской точки опоры за пределами семейной системы, укрепившись в которой можно перевернуть эту систему, возникает представление о способах влияния индивида (аналитика), причастного к обшей терапевтической системе, на процесс изменений «изнутри». Контрперенос позволяет сочувствующему и сопереживающему аналитику ощутить напряжение, возникающее в связи со стремлением к переменам и боязнью перемен. При этом психоаналитик задается вопросом: что следует мне предпринять для того, чтобы здесь и сейчас чувствовать себя комфортнее в рамках отношения с пациентами?

Такая постановка вопроса позволяет упразднить общий бессознательный паттерн отношений, который сводится к следующему представлению: если бы ты стал другим, мне было бы лучше. Тем самым удается разжать тиски, в которых оказались близкие люди и аналитик, втянутый в семейные отношения посредством переноса и контрпереноса. Аналитик подвергает сомнению проективные идентификации с помощью толкования и определенных действий, которые сводятся к внутренним изменениям. Разумеется, отправной точкой является глубокое убеждение в том, что ни один человек не может улучшить свое состояние за счет другого человека. Только таким образом можно избавиться от искаженного (депрессивного и зачастую бессознательного) представления о психоанализе, согласно которому состояние пациента улучшается в том случае, если терапевт старается сдерживаться, несмотря на самые неприятные поступки пациента.

Различные подходы к семейной терапии

На фоне разнообразных прагматичных и эклектичных подходов к семейной терапии, в основе которых зачастую лежат методы гуманистической психологии, выделяются теория и методика так называемой системной семейной терапии и психоаналитической семейной терапии. Теоретические и методические различия между этими подходами охарактеризованы выше. В рамках концепции анализа отношений Бауридл совместила теорию двойных уз с психоаналитической теорией штрапсншческого амбивалентного расщепления.

С теоретической точки зрения, совмещение интрапсихических и межличностных процессов заключается в том, что интрапсихическое амбивалентное состояние, связанное со страхом и желанием, рассматривается как «причина» таких двояких сообщений. Подобные ощущения индивида можно передать следующим образом: «Поди ко мне, но лучше не двигайся с места, поскольку меня слишком пугает твое приближение, хотя больше всего на свете мне хотелось бы, чтобы ты подошел». При лечении пациентов, страдающих тяжелыми расстройствами, в частности психозами или пограничными расстройствами личности, аналитику следует совмещать обе половины противоречивых переживаний в своем сознании, поскольку в подобных условиях возникает риск того, что они вновь распадутся на полярные элементы, которые будут распределены среди отдельных членов семьи.

В рамках и за рамками психоанализа при обосновании склонности к отстраненному поведению принято ссылаться на низкую с первого взгляда степень эффективности психоаналитических процедур, что связано с превратным толкованием психоаналитического принципа отстраненности. Отстраненность зачастую воспринимается как «пассивное сопровождение». В контексте семейной терапии подобное определение представляется явно устаревшим, поскольку в данном случае «слияние» терапевта с пациентом свидетельствует о том, что терапия потерпела фиаско.

Характерной особенностью патологических отношений не только между членами семьи, но и между терапевтом и семьей является отсутствие возможности для различения, что выражается как в виде мнимого уподобления желаний и страхов (посредством идентификации, выполняющей функцию межличностного защитного механизма), так и в виде их противопоставления (амбивалентного расщепления проективной идентификации). Это обстоятельство следует учитывать в процессе подготовь специалистов по психоаналитической семейной терапии.

Неотьемле мым элементом подготовки является курс личного анализа и дополнительный курс особого учебного анализа, предназначенного для изучения собственных переживаний, паттернов восприятия и реакции, связанных с семьей, в которой воспитывался аналитик. Кроме того процессе подготовки и терапевтической практики необходимо использовать методы коллегиальной супервизии, в основе которых должен лежать принцип толерантности. Иными словами, подобная супервизия предназначена не для корректировки, а для осторожного анализа. Бессознательные тенденции к слиянию с семейной системой в данном случае настолько сильны, что аналитик зачастую может выявить их и избавиться от них только с помощью коллег.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум