Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии. Истерия: кризис либидо в связи с дифференциацией полов

Истерия не может быть понята и истолкована без учета теории либидо. С другой стороны, идет ли речь о конверсии или неврозе, невозможно говорить о симптоме без обращения к теории психопатологии, позволяющей нам осмыслить материал наблюдения. Нельзя также удовлетвориться одним лишь клиническим описанием. Известно чрезвычайное внимание к истерии когнитивистских и бихевиористских теоретиков. Скажу даже, что и теории объектных отношений, даже ассимилировавшие теорию влечений, недостаточны, чтобы осмыслить истерию.

Истерия и либидо

Теория Фрейда, на которую мы ссылаемся и которую развиваем, по крайней мере, во Франции — это теория влечения, либидо, конфликта, которые относятся к Я. Она постулирует, что внутреннее неодолимое возбуждение, двигаясь от своего телесного источника к цели — разрешению в удовольствии, наделяется психическим свойством, становясь влечением1. Если возбуждению не удается превратиться во влечение или если На пути от источника к цели влечение становится психически активным влечение деградирует обратно в возбуждение, то в этих случаях появляются расстройства, называемые «психосоматическими», аддиктивными патологиями, отреагированием и т.д.

Истерия соотносится больше всего с переживаниями, связанными с сексуальным влечением и его существенными характеристиками, а именно:

-  быть внутренней атакой;
-  быть одновременно взламывающим и кормящим— проявляться постоянным натиском;
-  и по своей природе, согласно Фрейду, никогда не быть удовлетворенным.

Истерия — это состояние перманентного восприятия постоянного натиска сексуального влечения и насилия, направляемого им на Я, а также на интроецированные объекты.

Это попытка лабильной, неустойчивой организации, находящейся всегда на водоразделе, на грани скатывания в кризис. Это появление аффекта, процесс структурирования человеческой сексуальности, захват кормящими взломщиками, которыми являются постоянный натиск влечений, первосцена, дифференциация полов и становление женственности.

Истерический недуг свидетельствует о превратностях трансформации возбуждения в либидо. Истерия чувствительна к потрясениям, вызванным любыми кризисными состояниями, будь то рождение, подростковый возраст, любовная жизнь, старение или же какое-то другое экзистенциальное изменение — все то, что сопряжено со страхом.

Истерия и страх

Страх — это сигнал появления постоянного натиска сексуального влечения в направлении Я. Я «не является хозяином в собственном доме». Я, захваченное этим либидо, ощущает либидо как «внутреннее инородное тело». С самого начала жизни Я обречено на страх, потому что у него нет выбора: то, что его взламывает, то его и кормит. Постоянный натиск либидо — это первый кормящий взломщик Я. Тот факт, что влечение действует постоянно, тогда как Я — периодично, вызывает у Я, говорит Фрейд, «потребность работы». Именно так Я дифференцируется от Оно, возбуждение приобретает характер влечения, человеческая генитальность дифференцируется от животной сексуальности, зависимой от периодов спаривания и от течки, и превращается в постоянно действующую психосексуальность. Все это и делает человека высшим существом.

В истерии происходит захват Я большим количеством либидо и аффектов, так что психические репрезентации не могут больше вырабатываться только психическим путем, а пытаются это делать и другими путями или посредством конверсии в тело — в тело эротизированное, психологическое, но не в соматическое. Именно в этом и заключается отличие от соматического криза, который является невырабатыванием или же дис-вырабатыванием психических репрезентаций.

Если раньше я использовала метафору рубина (Schaeffer, 1986), то это оттого, что красный цвет — это цвет, который рубин отбрасывает и демонстрирует одновременно, поглощая при этом все другие цвета призмы. И именно для того, чтобы обозначить вид защиты Я истерика, насилуемого своим либидо, и выдвигается вперед, выставляется самое сексуальное, чтобы от себя же защититься. Как осмыслить парадокс этой судьбы влечения, этой защиты против влечения, против эротики, защиты, которая предстает под видом влечения, под видом самой эротики? Это хитрость Я, которое восстает против того, что его пугает, против того, что ему инородно, чуждо, ненавистно, а именно против самого возбуждения влечения.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум