Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Невротические нарушения. Магия и суеверие в компульсивном неврозе

Мышление имеет для компульсивных невротиков особую ценность, что часто заставляет их очень высоко развивать свой интеллект. Однако их высокий интеллект наделен архаическими чертами, он преисполнен магией и суеверием. Эго у них расщеплено: одна его часть логическая, другая магическая. Защитный механизм изоляции делает возможным поддержание такого расщепления. На суеверии компульсивных невротиков Фрейд впервые продемонстрировал «сходство ментальной жизни дикарей и невротиков». Суеверие основано на усилении нарциссизма в связи с большим или меньшим регрессивным восстановлением исходного всемогущества ребенка. Обсессивные игры вокруг этого всемогущества направлены на преодоление чувства зависимости и бессознательно представляют эквиваленты «убиения отца». 

Пациент получал сильное наслаждение от маленькой бумажной игрушки, отчасти похожей на калейдоскоп, которая при встряске меняла форму. Психоанализ показал, что он представлял себя «играющим Богом», магически творящим новые миры. Другой пациент, выполнявший церемониалы с постельным покрывалом, будучи ребенком, воображал себя Богом, творящим мир. Психоанализ показал, что «сотворение мира» означало «зачатие детей», и бессознательно пациент играл роль отца, воображая половой акт своих родителей. Это творящее мир половое сношение понималось, однако, как анальный акт, и мнимое всемогущество было результатом инфантильной нарциссической переоценки функций экскреции. Другой пациент, у которого психотерапия обострила способность к самонаблюдению, поймал себя на мыслях о странности того, что ему необходимо открывать дверь, чтобы пройти в помещение. Он вдруг возомнил, что по его желанию дверь могла бы открываться сама. Неприятие подобных идей на высших уровнях эго дифференцирует такие претензии от бреда величия.

Дополнением к «творению миров» магическими средствами является «устранение» нежелательных аспектов мира, странная способность отрицать реальность там, где она противоречит желаниям пациента. Истинная утрата способности к проверке реальности — характерная особенность больных психозами. Типичное отворачивание от реальности при неврозах — это «интроверсия»: индивид отворачивается от реальных объектов к представлениям об объектах детства. В этом отношении компульсивные невротики в силу их «всемогущества» стоят ближе к больным психозами, чем истерики. Бессознательная часть эго может отклонять некоторые стороны реальности, тогда как одновременно сознательная личность знает, в чем правда и в чем ложь.

В силу обсессивной скрупулезности, пациента беспокоила искусственность границ между странами (географическая обсессия). Согласно его желанию, должны были существовать только страны, совпадающие с географическими целостностями. Поэтому весь Пиренейский полуостров он называл «Испанией», игнорируя Португалию. Однажды пациента познакомили с иностранцем. Он поинтересовался его национальностью, и новый знакомый назвался португальцем. Пациент описал свою реакцию на это утверждение так: «Я сказал себе, что он испанец, иначе называющий эту национальность».

Данный пример показывает связь «отрицания в фантазии» и «расщепления эго». Дети под давлением реальности отказываются от веры в свое всемогущество, но взамен верят во всемогущество взрослых. Остатки такой веры сохраняются при невротических отклонениях и у подростков.

В течение латентного периода пациентка все еще была убеждена во всемогуществе взрослых, поскольку им удавалось узнать, когда она сопротивляется побуждению к дефекации.

Впоследствии качество всемогущества приписывается Богу, и эта всемогущая фигура становится фокусом тяжелых амбивалентных конфликтов при компульсивных неврозах. Едва ли существует компульсивный невроз без религиозных фигур. Обсессивные конфликты между верой и побуждениями к богохульству могут происходить как у убежденных атеистов, так и у набожных людей.

Пациент очень сильно страдал от побуждения закричать во время церковной службы. Однажды, когда он был ребенком, его отец заболел и мальчика просили не шуметь. Тогда и появилась компульсия нарушить «священную» тишину богохульным шумом. Впоследствии Бог символизировал отца, а за побуждением закричать скрывалось желание его убить. Дальнейший психоанализ показал, что зловещий шум первоначально мыслился как порыв ветра, а не крик. Агрессия против отца носила анальный характер и на глубинном уровне выражала архаическую разновидность любви.

Поскольку в большинстве патриархальных религий отношение к родительской фигуре колеблется между покорностью и бунтом (и покорность, и бунт сексуализируются), любой бог, подобно компульсивному суперэго, обещает защиту в случае покорности. В картине компульсивных церемониалов и религиозных ритуалов существует много общего, что обусловлено сходством подлежащих конфликтов. Поэтому Фрейд назвал компульсивный невроз личной религией. Иначе говоря, церемониалы компульсивных невротиков называются ритуалами из-за сходства с религиозными обрядами. Однако существует и базовое различие компульсивных и религиозных ритуалов, но его обсуждение это отдельная тема.

Симптоматика компульсивных неврозов исполнена магическими суевериями, такими как компульсивные прорицания и жертвоприношения. Пациенты советуются с предсказателями, держат пари с Богом, боятся магического воздействия чьих-то слов, действуют, словно верят в существование призраков, демонов и особенно в злонамеренную судьбу, и в то же время остаются интеллигентными людьми, полностью сознающими абсурдность подобных представлений.

В принципе ориентация на пророчества означает принуждение разрешить запретное или простить за совершенный проступок, а также попытку переложить собственную вину на Бога.

Пациент вспомнил о привычке выполнять пророческий ритуал, чтобы решить, следует ли соблазниться на мастурбацию, т. е. позволяется ли еще раз мастурбировать. Если удача была на его стороне, он давал волю побуждению, если же фортуна отворачивалась, он придумывал оправдания, чтобы повторять пророческий процесс, пока не получал желанного позволения. Конечно, переложение вины было безуспешным, он не избегал угрызений совести и чувствовал абсурдность в том, что те же самые боги, которые сначала запретили мастурбацию, при случае могут ее позволить. Пророчество такого рода представляет собой пустую затею, родители, которые запретили определенные действия, принуждаются разрешить или даже поощрить эти действия.

Суеверие другого пациента явно предназначалось для получения прощения за мастурбацию. Он обычно дифференцировал любые действия на приносящие удачу и неприятности. Принадлежность деятельности к первой или второй категории определялась не его поведением, а судьбой. Он мог просто гадать: что приносит счастье и что приносит несчастье. В процессе психоанализа выяснилось, что предрассудок впервые появился в юности вместе с представлением о «держании рук в карманах как предвестнике неудачи». Предрассудок явно означал, что «за мастурбацией следует наказание». Затем роль амулета перешла от карманов к одежде. Одни костюмы считались счастливыми, другие несчастливыми в соответствии с тем, сопутствовала ли прежде их одеванию удача. Пациент очень любил хорошо одеваться, хотел выглядеть красивым и постоянно боялся оказаться невзрачным. Красивость означала для него мужественность, невзрачность — кастрацию. Хорошо одеваясь, он провоцировал зрителей на заверения, что не кастрирован. Согласно суеверию, судьбе предоставлялось давать те же заверения, подсказывая, какие костюмы принесут удачу.  

Двусмысленное значение пророческих предсказаний соответствует противоречивым требованиям амбивалентного искателя пророчеств, жаждущего позволения удовлетворить свои инстинктивные нужды и ожидающего отказа. Он пытается интерпретировать двойственное значение предзнаменования как разрешение, но не способен избавиться от чувства, что в предзнаменовании заложен запрет и предупреждение о наказании. Криз привлекает внимание к связи интерпретации неопределенных пророчеств и разгадывания загадок. Индивид, пытающийся вытеснить свою вину и значение своих действий, не способен разгадать загадку, как не способен правильно понять пророчество. Герой, разгадывающий любую загадку, мудр не столько в силу своего интеллекта, сколько благодаря эмоциональной свободе, незаторможенной вытеснением, что позволяет ему узнать скрытую правду.

Причина непонимания пророчества тоже заложена в подобном конфликте. Интерпретация предостерегающего пророчества как заверения является попыткой вытеснить чувство вины. Пугающий ракурс, в котором предстает наконец реальное значение пророчества, репрезентирует возврат вытесненного чувства вины из вытеснения.
Кроме принуждения к позволению или прощению, пророчество служит средством переложения ответственности, что тоже обречено на неудачу.

Проекция обремененных виной побуждений на воображаемых «двойников» эго, чтобы избежать ответственности, нередкое явление. Дети, когда наозорничают, зачастую дают себе другие имена: «Это натворил не я, а X». Пережитки такого примитивного избежания угрызений совести типичны при некоторых характерологических нарушениях.
Суеверие может использоваться и в других способах борьбы с совестью. Многие пытаются побороть чувство вины, прибегая к разным заклинаниям, чтобы аннулировать действие, относительно которого они испытывают вину, отрицать его преступную сущность или опасность наказания. В некоторых случаях фантазия не только замещает неприятную реальность, но даже полностью отрицает реальность (магически понятую).

Для пациентки само размышление было магической гарантией от становления мыслимого реальностью. «Коль я подумала об этом, оно не реально», — говорила она. Того, что случалось, пациентка якобы не желала. Временами она вообще сомневалась в реальности мира. В процессе психоанализа пациентка обнаружила, что постоянно напряжена и только ждет момента, когда «пьеса наконец закончится, занавес опустится и начнется настоящая жизнь». Находясь в деперсонализации, она порой изумлялась, что люди едят, принимают ванну, естественные вещи могли быть для нее только мыслимыми, но не осуществимыми в реальности. Обычно ей грезились ужасные истории о лунатиках. Впервые она испытала приступ тревоги, когда неожиданно стала свидетельницей реальной вспышки гнева у больного психозом.
Хорошо известный феномен «сновидения в сновидении» может служить аналогичной цели. В этом феномене предпринимается попытка отрицать реальность инстинктивного наслаждения из-за страха наказания, тем самым позволяется удовольствие, которое «только снится». Такая попытка тоже бывает неудачной.

Пациент вспомнил, что не осмеливался радоваться соблазнительным ситуациям, снившимся ему в юности, сомневаясь, это сон или реальность. Он попытался избежать дилеммы, прибегнув днем к установке: «Всякий раз, когда я сомневаюсь, реальность нечто или сон, можно быть уверенным, что это сон. Ведь, бодрствуя, я не испытываю таких сомнений». Установка, однако, оказалась бесполезной. В следующем сексуальном сновидении его снова одолевали сомнения.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

психологический форум 

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (495) 517-96-97

Написать письмо

2006—2015 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум

Rambler's Top100