Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Невротические нарушения. Анальный эротизм и анальный характер

Фрейд обнаружил, что у индивидов с анальной ориентацией сексуальной жизни преобладают определенные черты характера, отчасти представляющие собой реактивные образования против анально-эротической активности, отчасти ее сублимацию. Основные черты анального типа: аккуратность, бережливость, упрямство. При компульсивном неврозе тоже непременно интенсифицируются перечисленные склонности, поэтому их необходимо обсудить в этом разделе. В развитии отношений между это ребенка и его инстинктивными влечениями большое значение имеет тренинг чистоплотности. В процессе этого тренинга ребенок впервые обучается принимать в расчет окружение и откладывать или отвергать прямое инстинктивное удовлетворение. 

Ребенок обретает способность регулировать основные инстинктивные иотребности, одновременно «всемогущий» до той поры взрослый становится в какой-то мере зависим от воли ребенка. Черты анального характера, сформировавшиеся в конфликтах вокруг тренинга, отражают отчасти сопротивление инстинкта требованиям окружения, отчасти смирение с этими требованиями, но в основном составляют компромиссы между двумя тенденциями.

Бережливость восходит к анальной привычке задерживания, иногда мотивированной страхом утраты, но, как правило, эротическим наслаждением. Аккуратность и упрямство — более сложные черты. Аккуратность представляет собой разработку послушания, упрямство — разработку бунтарства против требований окружения относительно регуляции функций экскреции. При определенной конституции и условиях окружения упрямство становится настолько сильным, что индивид испытывает потребность делать прямо противоположное тому, что от него требуется. Пациент, страдавший компульсивным неврозом, обычно спал днем, а всю ночь бодрствовал, поскольку «не видел смысла» в делании обыденных вещей.

Это упрямство было своего рода рационализацией невротических затруднений, обусловленных запруженным состоянием его либидо. Собственно слово «упрямство» (ob-stinare) выражает идею «отстаивания своей позиции вопреки кому-то». Первоначально упрямство означает только сопротивление, противопоставление своей воли другому лицу; впоследствии оно подразумевает противопоставление своей воли превосходящим враждебным силам; еще позже (поскольку враждебные силы довлеют) — отстаивание своей позиции не прямо посредством силы, а коварством, дающим шанс слабому.

Упрямство представляет собой пассивную агрессивность при невозможности ее активного проявления. Первоначально ребенок способен досадить взрослым, сжимая свои сфинктеры. Несколько позднее «сила бессилия» может иметь не реальную, а магическую природу. Затем «магическое» превосходство замешается «моральным» превосходством. Вхождение в картипу морального фактора показывает, что суперэго играет решающую роль в позднейшем развитии упрямства. Те средства, которые ребенок применял, чтобы оказать сопротивление превосходящим силам взрослых, впоследствии он использует в борьбе с собственным суперэго.

Так называемое упрямство взрослых представляет собой попытку использовать других в качестве инструментов в борьбе с суперэго. Посредством провокации других на несправедливость реализуется устремление к моральному превосходству, необходимому, чтобы повысить самоуважение и создать противовес давлению суперэго.

Моральное превосходство может испытываться при переживании несправедливого обхождения с собой или принуждении «несправедливого» взрослого сожалеть о «проступке», что должно заставить его проявить любовь.
Другими словами, упрямство, изначально воинственный метод слабого, позднее становится привычным наступательным методом в борьбе за поддержание или восстановление самоуважения. Упрямцы переполнены нарциссическими нуждами, их удовлетворение позволяет противостоять тревоге и чувству вины. Отсюда следует заключить, что упрямство имеет и оральную основу. Однако оно главным образом коренится в анальной стадии и развивается благодаря опыту, приобретенному в период обучения чистоплотности.

Индивиды, боящиеся попасть в ловушку, подвергнуться плохому обращению и оказаться обманутыми, в силу своих нарциссических потребностей, понятно, более предрасположены к упрямству. Часто упрямое поведение обусловливается склонностью оставлять себе пути к отступлению.

Альтернативная точка зрения состоит в том, что, хотя упрямство и возникает в конфликтах между ребенком и его окружением в процессе тренинга чистоплотности, это вовсе не подразумевает его анальную природу. Приведенное возражение не учитывает данные психоанализа, показывающие, что противодействующие инстинктам силы черпают энергию в самих инстинктивных силах, которые изменяют направление под влиянием окружения. Психоанализ упрямцев предоставляет обильные доказательства связи упрямства с анальными ощущениями и позволяет считать эту черту характера источником анально-эротического наслаждения.

Аккуратность как черта характера представляет собой разработку послушания. Опрятность, пунктуальность, щепетильность, пристойность означают смещение уступчивости требованиям окружения от акта дефекации. У ком-иульсивных невротиков анальные черты характера, репрезентирующие послушание, раскрываются как реактивные образования, которые легко надламываются или пронизываются базовым модусом поведения.

Таковы «человек-хронометр», кто в некоторых случаях необычайно неиунктуален, чистюля, кто курьезным образом удивительно неряшлив. Известный психоаналитик Абрахам описал ряд таких противоречий характера, отражающих постоянную борьбу с контркатексисом: например, встречаются особы, скрупулезно аккуратные во внешней одежде и столь же неопрятные в отношении нижнего белья; или те, кто держит свои принадлежности в беспорядке, но время от времени испытывает необходимость наводить полнейший порядок. Сюда же относится и аутоэротическая привычка надолго задерживать фекалии и затем «мгновенно опорожняться».

Определенные анальные черты характера репрезентируют отведение инстинкта средствами это к новой цели или новому объекту. Если это мероприятие оказывается успешным, принято говорить о сублимации. У компульсивных невротиков сублимация безуспешна, и «смещенная» активность направляется на ту же защитную борьбу вокруг бережливости, упрямства, аккуратности, которая изначально велась вокруг анальных побуждений. Существуют смешения интереса от продукта дефекации и ее процесса.

Что касается первого феномена, Фрейд показал, что замещения имеют очень сложное отношение к оригиналу. Связи понятия «фекалии» с относительно генитальными представлениями о пенисе и ребенке менее значимы в психологии компульсивных невротиков, чем связи этого понятия с представлениями о подарках, деньгах и времени.
Чтобы понять отношение между фекалиями и деньгами у компульсивных невротиков, сначала следует разобраться в психологическом значении понятия «обладание».

Ребенок научается различать между это и не эго в ходе длительного процесса, пройдя стадию, которую Фрейд назвал «рафинированным наслаждением эго», когда все, доставляющее наслаждение, воспринимается как эго, а все, причиняющее боль, как не эго. В основе этой классификации заложена идея: «Все приятное следует брать в рот и заглатывать, все неприятное надо выплевывать». Но существуют приятные вещи, которые нельзя брать в рот. Эти вещи рано или поздно объявляются собственностью, что означает: «Мне следовало бы взять их в рот, но нельзя. Я декларирую их символическое взятие в рот».

Когда ребенок осознает утрату своих фекалий, представляющих для него очень ценную субстанцию, часть его тела, он чувствует: «Это должно находиться в моем теле, но оказалось вовне, и я не могу поместить его обратно». Он называет нечто «своим», подразумевая: «Мне хотелось бы иметь это внутри тела, но нельзя. Поэтому я объявляю о его символическом нахождении внутри тела». Таким образом, «собственность» означает «вещи, на самом деле не принадлежащие эго, но которые должны принадлежать ему, вещи, фактически находящиеся вовне, а символически внутри». Хотя они находятся во внешнем мире, но катектированы «свойствами эго».

Собственность, как правило, наделяется атрибутами в целях ее опознания. Однако это нелегко сделать с фекалиями, которые выглядят одинаково у всех человеческих существ. Со временем ребенок узнает о существовании денег, которые взрослые рассматривают как собственность, несмотря на то, что деньги всегда выглядят одинаково, независимо от их владельца.

И деньги, и фекалии имеют общее свойство — они деиндивидуализированная собственность, а такое имущество неизбежно утрачивается. Поэтому деньги оцениваются и охраняются тем же способом, как прежде фекалии, в качестве собственности, которой постоянно грозит опасность утратить качество эго. Обе субстанции, несмотря на их высокую ценность, вызывают презрение в силу присущей им деиндивидуализированной, монотонной, неспецифической природы. В действительности пристрастные к деньгам анально-эротические особы любят индивидуализированные деньги, они любят золото и блестящие монеты, новые банкноты, сохранившие индивидуализированный характер.

Ференци, изучая пути смещения, ведущие от фекалий к деньгам, показал, что блестящие вещи и камни нравятся раньше, чем бесцветный песок, только со временем деньги воспринимаются в качестве замещения. Когда ход сублимации нарушается и инстинктивные желания относительно фекалий по-прежнему определяют отношение к деньгам, оно становится иррациональным. Тогда деньги делаются объектом наслаждения (или наказания), т. е. скорее замещением фекалий, чем объективно полезной вещью: иррационально скапливаются или транжирятся, нередко противоположные поведенческие тенденции разными способами сочетаются.

Отношение к времени нарушается у анальных личностей, наподобие отношения к деньгам. Они могут экономить каждую минуту и бездумно растрачивать годы, то исключительно пунктуальны, то поразительно ненадежны.
Утверждение Абрахама, что «пациенты часто экономят каждую минуту и расточают время в огромных количествах», психолог Гарма проиллюстрировал ярким случаем.  

Пациент, не имевший определенных занятий, проводил время в невротической активности и мечтаниях. Собираясь в город, он всегда открывал окно и ждал пригородного поезда. Заслышав приближение поезда, звал свою служанку, которая тогда открывала дверь, держа наготове его пальто. Он хватал пальто, стремглав сбегал по ступенькам, несся через дорогу к станции и вскакивал в поезд в момент отправления. Вся процедура была простым повторением его детской привычки ждать до последнего момента в оправлении своих нужд.

При компульсивных неврозах регрессия превращает отношение пациента к времени, как и отношение к деньгам, в арену, где разгораются его инстинктивные конфликты. Иногда можно впасть в заблуждение, усматривая в иррациональном, компульсивном отношении к времени объектно-либидные конфликты. В действительности такое поведение в большей мере репрезентирует аутоэротизм. Некоторые компульсивные невротики опаздывают не из желания досадить ожидающей их особе, просто сдерживание активности создает у них аутоэротическое напряжение и приносит наслаждение, как бывало в детстве во время задерживания фекалий.

Реконструкция генетической связи времени и фекалий не столь проста, как денег и фекалий. Психотерапевт Харник собрал много антропологических данных, которые показывают, что осознание течения времени, особенно способность к его измерению, глубоко коренится в анальном эротизме. Частота дефекации, время ее осуществления, продолжительность этого процесса, успешность его отсрочивания — обстоятельства, благодаря которым ребенок приобретает представление о временной упорядоченности, измерении времени в целом.

Эти замечания вовсе не подразумевают, что представление о времени приобретается исключительно в анально-эротическом опыте. Намного важнее роль кинестетических ощущений, передающих биологические ритмы тела (дыхание, пульс). Анальный опыт имеет существенное значение в измерении времени и возникновении «графиков» как средств овладения реальностью. Невротические нарушения «субъективного течения времени» случаются гораздо чаше в случаях бессознательных конфликтов вокруг эротизма глубокой чувствительности и чувства равновесия, тогда как нарушения практического использования времени и временных систем как защиты от непредвиденных событий характерны для типичных компульсивных неврозов с бессознательными анально-садистскими конфликтами.

Детское отношение к фекалиям часто обнаруживается в качестве составляющего компонента в позднейшем отношении индивида к своим достижениям. Индивид может радостно восхищаться тем, что он сделал, или, напротив, с неудовольствием воспринимать все свои достижения, наконец, он может колебаться между двумя крайностями, согласно исходу его анально-инстинктивных конфликтов.

Склонность пациентки к безжалостному самоуничижению прослеживалась к третьему году жизни, когда она перенесла кишечное заболевание с симптомом недержания. Заболевание возникло уже после овладения навыками туалета. Со времени болезни она была убеждена, что ничего не делает правильно. Другой пациентке, писательнице, снилось, как гранки ее книги выдавливаются из маленького отверстия.

Анальное задерживание, которое всегда состоит из двух компонентов, страха утраты и радости нового эрогенного наслаждения, может смешаться на другой объект. Алчность и мания коллекционирования, как и расточительность, имеют коррелятивные детерминанты в инфантильном отношении к фекалиям.

Как терпят неудачу сублимации относительно продукта дефекации, если сохраняется анальный эротизм, так и сублимации функции дефекации тоже бывают безуспешны. Например, при действии вместо сублимации реактивного образования рисование сохраняет бессознательное значение анального пачканья, и художник оказывается несостоятелен; если же эго, признав запретные побуждения, объявляет протест, способность к рисованию вообще тормозится. Смешение катексисов от дефекации к речевой и мыслительной активности иногда выдается иррациональностью модусов сдерживания и "выброса" слов и мыслей.

Это наблюдается при торможении соответствующих функций и их иррациональном гиперкатексисе.
Кроме того, поведение анальных личностей всегда проникнуто проявлениями садизма или реактивными построениями против садизма. То обстоятельство, что ребенок в задерживании оправлений находит нарциссическое удовлетворение своей способностью контролировать сфинктеры, тоже составляет источник сублимаций и реактивных образований. Жажда власти может происходить от чувства власти, которым сопровождается контролирование сфинктеров. Желанная власть достигается посредством самоконтроля или контролирования других, и в целом стремление к этой власти определяется страхом утраты самоуважения.

У компульсивных невротиков нередко активируются и многие иные конфликты, некогда связанные с анальным эротизмом. Отказ от удовольствия ради объектов, из любви к ним или из страха перед ними, — основное достижение тренинга чистоплотности. Индивид научается отдавать, в то время как в оральный период его интерес был сосредоточен главным образом на получении. Нарушения в оральном периоде служат причиной последующих нарушений в отношении к объектам, поскольку затрудняется равновесие между отдачей и взятием. 

В классическом труде Абрахама конфликтам вокруг анального эротизма приписываются также и менее существенные черты: например, склонность на все смотреть «с тыльной (темной) стороны»(основа многих компульсивных симптомов); страх «начинания», обусловливающий откладывание насколько возможно любой новой деятельности, хотя начатую деятельность такому индивиду трудно приостановить; склонность заставлять других делать все за себя, если в истории инфантильной анальности фигурировала клизма, и тенденция все решать самому, если требования регулировать анальную функцию вызывали в детстве протест. Сюда же относится склонность делать многие веши одновременно в целях экономии времени, что обусловлено аутоэротическими играми при дефекации и часто находит продолжение в форме компульсивного чтения во время сидения в туалете, означающего восстановление утраченного материала.

Рассмотренные характерологические особенности типичны для компульсивного невротика. Ни один компульсивный невротик не способен рационально обходиться с деньгами и временем, хотя природа и выраженность затруднений сильно варьируют.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум