Теоретический психоанализ. Теория "Я" в психоанализе
Эго
Фрейд употребляет понятие «я» в двояком смысле. Во-первых, это понятие используется для описания личности в целом, индивида в качестве субъекта; во-вторых, наделяется особым значением в контексте глубинной психологии, которое отличается от значения этого местоимения в обыденной речи, хотя и не отделимо от него. «Я» (эго) представляет собой «психическую инстанцию», выполняющую определенные функции и располагающуюся отдельно от других инстанций — «Оно» и «Сверх-я» (ид и супер-эго). В этом значение понятие «я» или эго стало достоянием культуры. История формирования этого ключевого понятия является историей психоанализа.
Эго как аппарат и энергия
Душевная жизнь индивида на первых норах протекает в рамках врожденной психофизиологической структуры ид, являющейся средоточием энергии влечений. Ид включает в себя сенсомоторную систему, посредством которой осуществляется коммуникация между внутренним и внешним мирами. «Под влиянием внешнего мира на ид» от него отделяется эго, выполняющее функции «адаптивного аппарата» ид. Таким образом, теоретическую модель Фрейда можно уподобить мембране: эго представляет собой «корковый слой» ид и оказывает «под воздействием сознательного восприятия влияние на все более широкие сферы и глубокие слои ид».
Вместе с тем Фрейд рассматривает эго с точки зрения «энергии». Эго представляет собой аппарат, на который возложена ответственность за количественные процессы, и является «резервуаром либидо». В контексте первой теории влечений, просуществовавшей приблизительно до 1915 года, речь идет о «влечении эго», которое уподобляется инстинкту самосохранения и выполняет прежде всего функцию зашиты от импульсов сексуального влечения.
В рамках клинического (то есть практического) психоанализа «энергетическая» концепция приобрела куда меньшее значение, чем в рамках метапсихологии, и в настоящее время оттеснена на второй план, подобно теории влечений. Тем не менее первоначальная идея Фрейда играла немаловажную роль и в его последующих концепциях эго. Он полагал, что постоянство и изменения эго являются следствием сосредоточения энергии, которое, в свою очередь, регулируется эго. По утверждению Фрейда, эго является и производным, и производителем («субъектом») интрапсихических процессов, оставаясь при этом в значительной степени бессознательным.
Происхождение эго
Благодаря «Введению в нарциссизм», Фрейду в какой-то степени удалось пролить свет на «тайну... развития эго». Прежнее толкование происхождения эго (представленного в виде адаптивного аппарата, формирующегося под влиянием внешнего мира) Фрейд дополнил вторым объяснением, согласно которому первоначальное единство ид и эго, содержащих психическую энергию любого рода (энергию сосредоточения и влечения), сменяется первоначальным, «первичным» нарциссизмом.
Катексическая энергия может направляться непосредственно на эго, которое становится объектом любви, что способствует развитию эго, хотя в случае переизбытка энергии блокирует его развитие. Кроме того, катексическая энергия может направляться на «объекты» (роль которых выполняют не веши, а «немаловажные посторонние» индивиды).
В случае переизбытка такого рода энергии происходит «оскудение эго» и идеализация объекта, что и является характерной особенностью «невротиков». Под влиянием разочарования или при потере объекта энергия может вновь сосредоточиться на эго. Это повторное сосредоточение именуется «вторичным нарциссизмом».
Вместе с тем эго формируется именно посредством сосредоточения энергии на объекте, то есть за счет развития интрапсихических «представлений» об объекте и прежде всего благодаря (бессознательной) идентификации с объектами, которые тесамым становятся составной частью эго. Таким образом, намечен исход, ный пункт концепции психической инстанции супер-эго и психоаналитической «теории объектных отношений».
Исходя из предположения о ключевом значении идентификации для развития эго, Фрейд определил эго (а точнее говоря, его характер) как «остатки прежнего сосредоточения на объектах». Это определение и послужило мостом, по которому был осуществлен переход от «психологии одного человека» к «психологии двух человек». Получить адекватное представление о развитии эго можно лишь в том случае, если оно рассматривается с точки зрения интерсубъективности и интеракции. Эго формируется посредством интроекции отношений и вместе с тем является субъектом этих отношений, то есть одновременно выполняет роль диктатора и актера.