Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии. Истерические боли
Конверсионные симптомы представляют собой периодические или непрерывные процессы разрядки вместо заторможенных сексуальных побуждений инфантильного периода , с которыми эти симптомы связаны бессознательными ассоциациями . Первый тип истерических болей , согласно утверждению Фрейда , - это « воспроизведение реальных болей из той ситуации , когда произошло вытеснение ». Если пациент некогда переживал физическую боль , повторение страдания в конверсионном симптоме замешает связанное с болевой ситуацией приятное возбуждение . Боль теперь одновременно служит предупреждающим сигналом о невозможности былого наслаждения .
Пациентка страдала от боли в нижней области живота . Боль повторяла ощущения , которые она испытывала в детстве во время приступа аппендицита . В период болезни отец обращался с ней с необыкновенной нежностью . Боль в животе одновременно выражала желание отцовской нежности и страх , что за осуществлением желания последует еще более болезненная операция .
Д етские заболевания - зачастую впечатляющие эпизоды в формировании инстинктивных конфликтов ребенка , иногда относящихся к удовлетворению ( получению большей любви или иного вида любви от родителей , новизне в переживании собственного тела ), но чаше касающихся угроз ( болезнь может восприниматься как кастрация или вообще наказание за прежнюю мастурбацию и другие проявления инстинктов ). Лихорадка очень подходит для обозначения опасного сексуального возбуждения , приятного до некоторого предела , но болезненного и пугающего при запредельной интенсивности . В других случаях ассоциативная связь между инстинктивным конфликтом и возникшим заболеванием поверхностна : особая форма конверсионного симптома , который имитирует прошлое заболевание , не более чем хронологический сигнал , намекающий на побуждения того времени , когда возникло это заболевание .
В общем , определение таково : всякий раз , когда функциональное расстройство ассоциируется с эмоциональным конфликтом и этот конфликт вытесняется , любой последующий намек на функциональное расстройство или эмоциональный конфликт легко мобилизует оба компонента целостного синдрома . Функциональные расстройства становятся сознательной манифестацией конверсионных симптомов , а эмоциональный конфликт их бессознательной движущей силой .
Во втором типе истерических болей исходные переживания , которые имитируются в конверсионном симптоме , могут принадлежать не пациенту , а другому человеку , избранному объектом подражания . Истерия , как хорошо известно , способна скрываться под маской любого заболевания . Поэтому клиническая картипа конверсионной истерии очень разнообразна . « Истерическая идентификация », выражающая желание быть на месте другого человека , требует дальнейших комментариев .
Идентификация - самый первый тип реакции на объект . Все последующие объектные отношения при определенных обстоятельствах регрессируют к идентификации . Истерическая идентификация характеризуется тем , что не вовлекает весь доступный катексис . Существует несколько видов идентификации этого рода :
1 . Простейший случай - истерическая идентификация с удачливым соперником , т . е . человеком , кому пациент завидует и чье место изначально хотел занять . Дора , пациентка Фрейда , начала кашлять , подобно миссис К ., в которой она бессознательно видела соперницу . Дора завидовала сексуальному опыту К ., но из - за чувства вины но поводу соперничества не могла поставить себя на ее место . Взамен она выбрала в качестве пункта идентификации страдание миссис К . Эта идентификация заместила желанную идентификацию в сексуальных переживаниях . Произошло то же самое , что с королем Мидасом , жадность к золоту погубила его .
Механизм наказания Мидаса наблюдается во всех видах неврозов , в компульсивных неврозах даже чаше , чем при истерии . Навязчивости могут выражать идею : « Вы получите желанное , но таким способом , в то время или в том количестве , что это погубит вас ». В симптомах подобного рода разные наслоения влечения и защиты конденсируются друг с другом , и не легко различить между инстинктивным побуждением , вернувшимся из вытеснения , и склонностью суперэго карикатурить его в целях наказания .
2 . Иногда женщина с истерией , обусловленной эдиповым комплексом , идентифицируется не с соперницей - матерью , а с любимым отцом . Это более сложная ситуация . Когда человек силится отказаться от объекта , он склонен компенсировать утрату посредством идентификации с ним . Истеричка перенимает болезнь отца и тем самым демонстрирует тщетность своих усилий отказаться от него .
Пациентка - истеричка имитировала туберкулез . Ее отец в молодости страдал этой болезнью . В дальнейшем она освоила отцовскую профессию , проявляла выраженные гомосексуальные тенденции . Идентификация такого рода обеспечивает удовлетворение негативного эдипова комплекса .
3 . Чаше всего истерическая идентификация осуществляется с объектом , с которым отсутствуют подлинные объектные отношения . Эта идентификация формируется на основе сходства потребностей . Фрейд приводил в пример истерические эпидемии в женских учебных заведениях . Девушка реагирует обмороком на любовное письмо , и тогда с другой девушкой тоже случается обморок со следующим бессознательным значением : « Мне тоже хотелось бы получать любовные письма ». Выбор объекта идентификации в данном случае обусловлен только тем , что объект получает желанное индивидом удовлетворение . И снова очевиден тот факт , что возникшие болезненные переживания выражают вытесненные силы по принципу осуществления желания в истории с королем Мидасом : « Ты хотела быть счастливой , подобно X? Ладно , но именно за это получай такое же наказание ! » Идентификация на основе сходства потребностей по сути временная и осуществляется с объектом при отсутствии с ним других объектных отношений , что дает повод обсудить соотношение между идентификацией и имитацией . Данный механизм напоминает простую имитацию , но остается бессознательным .
Любая имитация , будь то сознательная или бессознательная , предполагает некую идентификацию , т . е . изменение эго по образцу объекта . Однако идентификация на основе имитации , в противоположность другим видам идентификации , поверхностна , ограниченна , капризна и используется только для одной определенной цели . Эта цель может и не осознаваться . Бессознательно тот , кто служит прототипом имитации , по - видимому , сулит некоторые либидно - экономические преимущества , некую возможность облегчения внутренних конфликтов . Родственным феноменом является заразительность промахов и ошибок . 4 . Существуют также « множественные идентификации », особенно во время припадков . Истеричная пациентка может одновременно или последовательно играть роль разных особ , с кем она идентифицируется , в соответствии с любым из описанных видов идентификации . Припадки таких пациентов очень часто репрезентируют эпизоды целой драмы .
Классическим примером служит пациентка Фрейда , пытавшаяся сорвать с себя одежду правой рукой и одновременно препятствующая этому левой рукой . Она одновременно идентифицировала себя с насильником и жертвой насилия .
Знаменитый случай « множественнойличности »- апофеоз множественной идентификации .
Возможна даже истерическая идентификация со страданием , которое приписывается модели идентификации в фантазии .
Однажды пациентка почувствовала боль в пальце . Она утверждала , что ощущение такое , будто палец порезан ножом . Эта девушка была влюблена в кузена , студента - медика , жившего в другом городе . Она воображала , что именно в момент ее боли возлюбленный порезался , препарируя труп . Эта фантазия доставляла ей удовольствие магической связью с возлюбленным и была сознательной грезой . Бессознательное продолжение грезы представляли символические уравнивания нож = пенис и резание = коитус . Психоанализ также определенно выявил , что кузен замещал отца , в то же время ее идентификация с трупом восходила к сексуальным теориям инфантильного периода .
В некотором смысле возможно даже говорить об « истерической идентификации с самим собой », а именно с прошлым состоянием эго . Многие конверсионные симптомы имеют значение регрессии к периоду детства , когда произошло вытеснение , которое теперь трудно поддерживать . В некоторых истерических болях повторение прошлых ( действительных или воображаемых ) страданий менее выражено , чем предвосхищение желаемых событий или наказания за них . Боли могут быть составной сексуальных бессознательных фантазий . Они могут выражать идею изнасилования , некоторые абдоминальные и даже головные боли выражают идею беременности . Такие нездоровые фантазии вовсе не обязательно противоречат истерическим страданиям , описанным до сих пор . Они иллюстрируют пугающее и обнадеживающее будущее посредством мобилизации родственных переживаний прошлого .