Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Что такое влечение?

Фрейд предложил различать два рода возбуждения: одно из них вызывается непостоянной стимуляцией извне, другое — непрерывной стимуляцией изнутри организма. Данное утверждение, однако, заслуживает более детального рассмотрения. Любое восприятие, любые сенсорные стимулы, исходят ли они извне или изнутри организма, имеют «провоцирующий характер», провоцируют побуждение к действию. На ранних этапах развития перцепция, как указывалось, более отчетливо связана с двигательной сферой, чем это имеет место впоследствии. Интенсивность побуждений варьирует в зависимости от физического состояния организма. Пища имеет разное значение для голодного и сытого человека; то же самое справедливо в отношении сексуальных стимулов. Только физическое состояние, химизм организма, но не сенсорные стимулы, вправе называться источником инстинктов. Побуждение к действию возникает при каждом восприятии, будь оно внешнее или внутреннее. Чтобы эти побуждения приобрели характер непреодолимых инстинктивных влечений, необходимо специфическое соматическое состояние.

 

На первый взгляд в трудах Фрейда и психоаналитической литературе вообще обнаруживается много противоречий в рассуждениях о сущности инстинктов. С одной стороны, инстинкты толкуются как «мера требований тела к психике в силу их связи»: состояние напряжения, вызванное химически и проявляющееся в сенсорной стимуляции, обязательно должно подвергнуться разрядке. Эта концепция очень иллюстративна, поскольку соответствует представлению о рефлекторной деятельности как основе всех психических функций и позволяет психоанализу опираться на биологию. В том же пассаже Фрейд называет инстинкт «пограничным понятием между психикой и сомой». Феномен инстинктов можно рассматривать в соматическом аспекте при анализе источника инстинкта и психическом аспекте при анализе влечения и проистекающих феноменов. С другой стороны, инстинкты называют «мистическими силами», модус действия которых исследуется без какого-либо знания об их сущности. Такое утверждение звучит странно, так как психоанализ пытается элиминировать все мистическое. Но имеется в виду, что осознаются инстинктивные побуждения, а вовсе не инстинкты. Структура «единичного инстинкта» весьма спорна. Определение будет варьировать в зависимости от используемой классификации, служит ли ее основанием цель, объект или источник инстинкта. Необходимо поэтому сформулировать эти понятия. Цель инстинкта состоит в удовлетворении или, точнее, в самом специфическом действии но разрядке, устраняющем возбуждение и, следовательно, осуществляющем удовлетворение. Объект инстинкта —это инструмент, которым или посредством которого инстинкт достигает своей цели. Источник инстинкта —это химико-физическое состояние, служащее причиной сенсорной стимуляции в целях создания возбуждения.

 

Типы различаемых инстинктов и их количество зависят от основания классификации: но цели, объекту или источнику. Опираясь на понятие цели или объекта, можно описать бесконечное множество инстинктов. Психоаналитики знают легкость взаимозаменяемости объектов и целей. (Сам этот факт делает парадоксальным приписывание Фрейду воззрения на инстинкты как неизменные ригидные паттерны.) Таким образом, классификация на основании источника инстинкта выглядит предпочтительней. К сожалению, физиология нас здесь разочаровывает, источники инстинктов чисто физиологическая проблема, и в этой области наши знания недостаточны. Несмотря на дефицит знаний, определенно различаются две категории инстинктов.

 

Первая категория представлена простыми физиологическими потребностями, которые в данном случае служат лучшей моделью протекания инстинктов: соматические изменения приводят к нестерпимым переживаниям, побуждение вызывает специфические действия, устраняющие соматические изменения, и в результате наступает релаксация. Характер влечения становится особенно очевидным, когда нормальный ход событий задерживается. Примерами служат дыхание, голод, жажда, дефекация, мочеиспускание. Поскольку удовлетворение этих побуждений жизненно необходимо, действия можно отложить только на короткий период и их цель не подлежит изменению. Перечисленные потребности едва ли возможно варьировать, поэтому для психологии они не представляют особой важности. На этих потребностях легко верифицируется предположение, что при снижении уровня возбуждения, релаксации, эго испытывает наслаждение. Признание второй группы как связной целостности стало возможным только благодаря психоаналитическому исследованию. Речь идет о сексуальных инстинктах. В противоположность рассмотренным выше императивным инстинктам, сексуальные инстинкты, если не находят удовлетворения в первоначальной форме, способны изменяться, изменять свои объекты и цели, подчиняться регрессии эго и затем снова проявляться разными способами и в иных обличьях. Все еще слышится широко известный упрек Фрейду, якобы объяснявшему все явления как сексуальные. Обвинение совершенно несправедливо. Фрейд признавал не только сексуальные инстинкты. Он, правда, подчеркивает прежде непризнанную связь многих феноменов, в частности неврозов, с сексуальностью и утверждает, что человеческая сексуальность никоим образом не ограничивается побуждениями и действиями более или менее прямо ведущими к сексуальному акту. Кроме того, Фрейд открыл область инфантильной сексуальности.

 

В настоящее время общеизвестно, что дети обнаруживают многие виды инстинктивного поведения, идентичные по содержанию перверсиям, замещающим нормальную сексуальность. На самом деле, наблюдая за детьми, трудно не увидеть явления такого рода. Поэтому сегодня уместен не вопрос: «Существует ли инфантильная сексуальность?», а вопрос: «Как случилось, что столь очевидный феномен инфантильной сексуальности не был отмечен до Фрейда» Это парадоксальное упущение — один из лучших примеров «вытеснения».

 

Почему Фрейд назвал определенные инфантильные феномены сексуальными? Во-первых, они являются почвой, на которой впоследствии произрастает сексуальность взрослого. Во-вторых, каждый взрослый, у кого каким-либо образом заблокирована сексуальность, отступает к этим феноменам в качестве замещения. В-третьих, эмоциональное переживание ребенком этих феноменов идентично сексуальным чувствам взрослого. В-четвертых, предназначение этих феноменов тождественно целям взрослых при перверсии, а в сексуальной природе перверсий сомнений никогда не возникало.

 

Вероятно, сексуальные инстинкты имеют общую химическую основу. Изучение гормонов относительно прояснило природу сексуальности, но знаний явно недостаточно. Химические сдвиги в теле инициируют сенсорную стимуляцию в эрогенных зонах, в результате возникают побуждения неотложного характера, требующие действий, которые привели бы к переменам в месте стимуляции, физиологическая основа сексуальных побуждений сравнима с физиологическими процессами, вызывающими ощущения зуда и щекотки. Укусы насекомого или внутреннее физиологическое состояние продуцируют химические сдвиги, раздражающие кожу, что трудно вынести. Возникает побуждение почесаться, и почесывание приводит в конечном итоге к изменениям в источнике побуждения.

 

Тем не менее, хотя почесывание и может оказаться эффективным благодаря изменению кровоснабжения, создается впечатление, что оно представляет собой остаток глубинного биологического рефлекса, который тоже крайне важен для сексуальной разрядки, рефлекса избавления от органов, вызывающих беспокоящие ощущения. В полной мере показывает эту тенденцию автотомия хвоста у ящериц. Впоследствии данный рефлекс может дегенерировать к идее «соскрести» вызывающий зуд участок кожи и, вероятно, также к «детумесцентной» разрядке сексуального напряжения. Рассмотрение понятия «автотомия» показывает относитель-ность противопоставления удовлетворения инстинкта защите от инстинкта. Рефлекс автотомии, возможно, общий корень инстинктивного акта и защиты от инстинктивного акта.

 

Впоследствии сексуальные феномены усложняются, нов конечном анализе обнаруживается действие тех же механизмов. При половом созревании разные побуждения инфантильной сексуальности объединяются в гармоничное целое — сексуальность взрослого. Но развитие сексуальности может претерпевать всяческие нарушения. Тревоги и прочие переживания детства способны обусловить сопротивление отдельных компонентов слиянию, и они продолжают существовать на бессознательном уровне в неизменном виде. Когда взрослый испытывает сексуальное разочарование, он склонен отступать к инфантильной сексуальности. В результате возобновляются и конфликты, которые неистовствовали вокруг его сексуальности еще в детстве.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум