Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Зигмунд Фрейд и психоанализ. Страсти в истории психоанализа

Чтобы осмыслить различные обличия, которые может принимать Эрос на психоаналитической сцене, мне показалось интересным вспомнить историю любовных отношений, имевших место у некоторых основоположников психоанализа, и остановиться на том, что оказало влияние на Фрейда в развитии правила абстиненции, потребовавшегося для двух протагонистов анализа — аналитика и пациента.

Отныне стали доступны и переписка Фрейда с его главными последователями: Абрахамом, Ференци, Юнгом и Джонсом,— и «Черновики психоаналитического Венского общества». Они дают нам возможность увидеть историю психоанализа в новой перспективе. Последняя мне кажется важной, если иметь в виду постоянное умножение психоаналитических школ; я считаю, что эта история как нельзя лучше может способствовать проработке наших разногласий. Мир, в котором мы живем, столь радикально отличается от мира Фрейда, что мы нуждаемся в некоторой рефлексии, которая позволила бы лучше понять цели наших поисков и свершений.
Брейер и Анна О.

В 1993 г. мы отмечали столетие «Исследований истерии», и, конечно, было бы полезно вспомнить, как Брейер и Фрейд трактовали страсти в аналитических отношениях. Брейер столкнулся со страстью, когда познакомился с прекрасной и умной Анной О., чье настоящее имя — Берта Паппенгейм. Фрейд упоминает об этой страсти в конце книги; таким образом, мы можем констатировать, что концепция переноса продолжает жить вот уже век. В «Исследованиях» Фрейд рассматривает концепцию переноса на двух уровнях — на уровне реальной жизни и на уровне клинической теории. Он обнаружил, наблюдая отношения между Брейером и Анной О., что перенос является важной психической силой, хотя тогда сам Фрейд еще не имел такого опыта. Итак, когда он написал «Исследования истерии», он еще не связывал феномен переноса с терапевтическим процессом.

Напротив, в то время Фрейд говорил о переносе как о «мезальянсе» и о «ложной связи». Он хотел, чтобы ассоциации его пациентов целиком и полностью фокусировались на воспоминаниях детства, считая, что перенесение их на аналитика являлось ошибкой, которую нужно исправлять. Уже при третьей встрече Фрейда с Брейером стало очевидно, до какой степени неловко им обоим было констатировать, что эти аффективные личные связи нарушают «научную» сторону отношений терапевт — пациент.

Таким образом, отношения между Бертой и Брейером доказали, что встреча со страстью, которая разрушала предполагаемые «научные и объективные» отношения, приводила врача к бегству и к прерыванию лечения. Слова «контрперенос» еще не существовало, но Фрейд уже осознавал, что такое обращение адресовало к терапевту особый запрос, о котором врачи не знают.

Сабина Шпильрейн и Юнг

Вторая широко известная страсть в истории психоанализа — это встреча Юнга со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн в 1906 г. Сабина, молодая русская еврейка, госпитализированная в Бюргхоцли, была первой пациенткой, которую Юнг лечил новым методом, каковым был психоанализ. В письме Фрейду от 23 октября 1906 г. он просит у него совета по поводу анального ритуала, к которому его пациентка пристрастилась с детства. Фрейд рассказывает ему об анальном характере в форме короткого урока.

В июле 1907 г. Юнг пишет Фрейду, что его пациентка страстно желает иметь от него ребенка и что она хочет назвать его Зигфридом, «дабы примирить арийскую и еврейскую расы». (Напомним, что Зигфрид был ребенком Сигизмунда и Зиглинды, брата и сестры, детей Вотана. Последний приказал убить Сигизмунда, тогда как Зиглинда, которой помогала Брунгильда, умирала в родах.) Современный аналитик проинтерпретировал бы желание Сабины иметь маленького Зигфрида в терминах инцестуозного желания, которое пациентка проявляла к своему аналитику: Сабина Шпильрейн рассматривала этого Зигфрида как «мистического ребенка», а не как конкретное сексуальное желание. Но Юнг, находясь под влиянием Фрейда, настаивал в своих интерпретациях на том, что она действительно хотела от него ребенка. Посмотрим на ситуацию: хрупкая пациентка развивает фантазм, который она отчаянно пытается сублимировать в мифологический мир, в то время как Юнг настаивает на исключительно сексуальном аспекте этого желания. Но пациентка его предупреждает, что, если ее сексуальное желание станет осознанным, она не сможет его побороть. И именно это и произошло!

Любовь Сабины Шпильрейн погрузила Юнга в конфликт, подобный перевертыванию ролей родителей и детей, так как он хотел, чтобы она вернула ему то, что он сделал для нее. Он пишет Сабине: «Я ищу кого-нибудь, кто оказался бы способным любить, не наказывая, не подчиняя и не сковывая другого: я ищу то, чего никогда не находил, кого-то, кто сможет отделить любовь от социальной пользы или ущерба, отделить таким образом, чтобы эта любовь была ценностью самой по себе... К несчастью, моя жизнь не имеет смысла, если у меня нет радости любви, любви мучительной и вечно меняющейся... Верни мне в этот момент глубокой нужды любовь, вину и альтруизм, которые я тебе отдавал, когда ты была больна, так как теперь болен я».

В том же письме Юнг сочувствует девушке, которая влюбится в него, так как, говорит он, верность не в его натуре. В письме к Фрейду, датированном 10 июня 1909 г., Шпильрейн пишет: «Вы думаете, что я прошу вас стать посредником между доктором Юнгом и мной, но между нами нет ссоры. Мое самое большое желание — расстаться с ним. Я достаточно хорошо знаю себя, чтобы понимать, что дистанция между нами пойдет на пользу обоим. Подавить свои чувства не было бы благотворным для меня, потому что, если я это сделаю с Юнгом, я больше никогда не буду способна полюбить кого-то другого; но, с другой стороны, если я оставлю дверь открытой, может быть, я встречу молодого человека, который привлечет меня, у которого я смогла бы найти сходство с моей любовью и которого мне удалось бы наконец любить».

Информационные партнеры:

Назначение принтера и параметры картриджа HP LaserJet P2035
При израсходовании тонера в HP LaserJet P2035 процесс заправки как таковой не очень сложен, если имеется специальное оборудование и соответствующие знания. Поэтому самостоятельно менять и заправлять картридж для LaserJet P2035 не стоит. Лучше обратиться в специализированный сервисный центр.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум