Теоретический психоанализ. Психоанализ и когнитивная наука
Когнитивной наукой называется отрасль науки, возникшая на основе многих научных дисциплин: когнитивной психологии, учения об искусственном интеллекте, лингвистику, философии и неврологии. Варела характеризует когнитивную науку как «естественнонаучный анализ всех аспектов и способов познания Накопления знаний». В дальнейшем мы вкратце ознакомимся с хронологией развития когнитивной науки, которое Варела подразделяет на четыре периода, и попытаемся определить на примере его аналитического подхода, психоаналитический потенциал некоторых теорий и методов когнитивной науки.
Варела и его анализ развития когнитивной науки
На начальном этапе развития когнитивной науки, в период между 1943 и 1953 годами, который Варела именует «эпохой основателей», активные изыскания с привлечением научной логики были в основном сосредоточены на проблемах, связанных с мыслительными и познавательми способностями человеческого мозга. Идеи, возникшие в те времена, сыграли решающую роль в процессе создания цифрового компьютера.
Второй период развития когнитивной науки, начало которого Варела датирует 1956 г., ознаменовался «систематическим анализом символов»- Исходным элементом этой системы является символ, то есть некий знак, олицетворяющий определенную сущность в нашем мире. Когнитивный процесс или процесс познания считается арифметическим анализом символических представлений, которые обретают физическую форму в мозгу или вычислительном аппарате.
Согласно фундаментальной гипотезе, сфера символических предствлений не зависит от субстрата, который лежит в ее основе. Иными словами, закономерности, определяющие развитие процесса анализа символов, остаются неизменными вне зависимости от локализации этого процесса в мозгу человека или в системе компьютера.
Научные изыскания, которые Варела относит к третьему периоду развития когнитивной науки, уходят корнями в «эпоху основателей». Однако бурное развитие этого научного направления, которое в настоящее время принято именовать «коннекционизмом» (от английского connection — связь), началось в конце семидесятых годов. Интерес к этому подходу вновь разожгло повторное открытие идей самоорганизации в области физики и нелинейной математики, совпавшее со стремительным развитием компьютерной техники.