Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Мать как первый сексуальный объект

Первый объект сексуального влечения каждого человека — его мать. Данное утверждение не следует понимать слишком буквально, поскольку безосновательно полагать, что физический акт рождения каким-то образом психологически привязывает ребенка к матери. Матерью ребенка считается тот, кто опекает его после рождения. Гроддек утверждает, что дети, вскормленные няней, могут всю жизнь испытывать конфликты и трудности, обусловленные наличием «двух матерей». Клиническая практика не подтверждает этот тезис. В начале жизни образы объектов еще отсутствуют. Первые объектные представления диффузны, процесс формирования образов объектов протекает постепенно.

 

Первоначально идея матери, конечно, отсутствует. Хотя описать это очень трудно, следует допустить, что первые крайне неустойчивые представления относятся к вещам, приносящим удовлетворение: материнской груди (или бутылочке), облику матери и частям собственного тела ребенка одновременно. Действительное восприятие, позволяющее различать мать и кормилицу, еще невозможно. В последующем ребенок научается различению, сначала, вероятно, происходит дифференциация «чуждого» и «заслуживающего доверия. Чуждость вызывает опасение, от заслуживающих доверия источников ожидается нарциссическое удовлетворение. Доверенные части материнского тела пользуются любовью. Постепенно мать признается как целостность, «оральный союз с матерью» удовлетворяет одновременно еще недифференцированные эротические и нарциссические потребности. Тем самым мать получает уникальную возможность оказывать влияние.

 

Развитие объектных отношений у мужского пола проще, поскольку мальчик в последующем развитии сохраняет привязанность к своему первому объекту, матери. Примитивный выбор объекта, детерминированный материнской опекой, принимает ту же направленность, что и выбор, обусловленный привлекательностью противоположного пола. Конечно, мальчик любит своего отца и другие объекты, порой ему неприятна и даже ненавистна мать, но любовь к матери остается доминирующим устремлением мальчика в период инфантильной сексуальности. Противоречивые чувства любви и ненависти, любовь к матери и отцу, по-видимому, временно сосуществуют, не создавая взаимных препятствий. Такова характеристика первичного процесса: противоречия сосуществуют, не приводя к конфликтам. Когда эго усиливается, подобное положение становится невозможным. Мальчик начинает понимать, что его любовь к матери, любовная идентификация с отцом ио формуле: «Мне хотелось бы быть таким же большим, как он, и иметь дозволение и способность делать все, что он делает», и неприязнь к отцу, основанная на том факте, что отец имеет определенные привилегии, вступают в конфликт. «Я люблю мать и ненавижу отца, поскольку он забирает мать себе» — формула, по которой мальчик, как правило, конденсирует свои побуждения в условиях семейного воспитания. Эта система отношений к родителям, возникающая обычно на третьем году жизни, порой раньше, и достигающая пика в четыре-иять лет, называется «позитивным эдиповым комплексом». Высшая точка эдипова комплекса совпадает с фаллической стадией развития либидо. Если у мальчика преобладает любовь к отцу, а мать вызывает ненависть как препятствующая этой любви, говорят о «негативном эдиповом комплексе». Определенные черты негативного комплекса проявляются и в норме наряду с позитивным комплексом. Конституциональные факторы и жизненные обстоятельства способны оказывать сильное влияние на соотношение составляющих. Пациент с очень сильным и амбивалентным отцовским комплексом пересказал следующий сон: «Я получил длинное письмо от своего отца. Он пишет мне, что кто-то умер. В заключение письма он спрашивает меня, намерен ли я на нем жениться».

В общем, у мальчиков с особым развитием негативного эдипова комплекса подавляются фаллические устремления к матери и взамен мобилизуются прегенитальные пассивные цели в отношении отца. Иногда, однако, все несколько сложнее. Психоанализ прегенитально ориентированных индивидов с компульсивным характером и некоторых гомосексуалистов показал, что в ряде случаев инфантильный фаллический период не исчерпывается при вытеснении эдипова комплекса, направленного на мать, и вытесненные побуждения, связанные с пенисом, направляются на отца. Любовь и конкуренция вовсе не исключают друг друга. Нормальная идентификация мальчика с отцом происходит по формулам: «Мне хотелось бы походить на отца. Я хотел бы иметь пенис, как у отца. Мне хотелось бы быть сопричастным к отцовскому пенису». В определенных случаях эта идентификация перерастает в своеобразную любовь, которая лучше всего описывается как «ученический комплекс»: имеется в виду временная женственная покорность отцу в целях подготовки к последующей конкуренции с ним. Если эта любовь наталкивается на угрозу кастрации, результат может состоять в оставлении фаллической позиции, и мальчик вынужден снова обратиться к матери, но тогда не в фаллическом эдиповом устремлении, а, скорее, пассивным, прегени-тальным образом, ища защиту и идентифицируясь.

 

Уже упоминалось, что на фаллической стадии нарцис-сический страх за пенис сильнее, чем объектное отношение. В итоге кассационная тревога приводит к отказу мальчика от страстной эдиповой любви к матери, так как удовлетворение можно получить, только подвергая пенис опасности.

У девочек объектное развитие сложнее. Они делают дополнительный шаг в развитии в сравнении с мальчиками, а именно переходят от первого объекта, матери, к объекту противоположного иола, отцу. Этот переход осуществляется относительно поздно, между тремя и шестью годами, тем не менее следует предположить его обусловленность не только жизненным опытом, но и биологическими факторами. Биологическая основа смены объекта не должна отвлекать внимания от изучения психологических закономерностей, поскольку психологические факторы не только влияют на форму биологической детерминации, но также определяют многие осложнения и нарушения в развитии, важные в формировании невроза. Жизненные переживания, которые ускоряют или тормозят смену объекта, связаны с разочарованием в матери. Причины недовольства состоят в первую очередь в отлучении от груди, тренинге чистоплотности и рождении других детей. Мальчики, однако, при подобных разочарованиях от матери не отворачиваются. Существует и специфическое для женского пола разочарование.

Уже упоминалось, что у девочек при открытии пениса обычно возникает зависть. Многие девочки, склонные к самоосуждению, наряду с первичной завистью к пенису испытывают сильное чувство вины, словно они сами повредили свое тело. Но все они возлагают ответственность на мать, якобы лишившую их чего-то, отнявшую у них нечто. Именно это специфически женское разочарование - главный мотив отхода от матери. Возобновление активности анальных и рецептивно-оральных элементов создает почву для последующей женственности. Теперь цель состоит в получении от отца удовлетворения, в котором было отказано матерью. В фантазии девочки идея пениса замещается идеей ребенка, и клитор как ведущая зона может замещаться доминированием анальной и оральной зон с соответствующими потребностями, особенно орально-рецептивной направленности. Оживление рецептивных желаний имеет разные последствия. В норме происходит подготовка к нормальной женской рецептивности и влагалищной сексуальности, в которой часто обнаруживаются признаки происхождения от анального и орального катексисов. Действительно, беременность представляет собой своего рода инкорпорацию. В патологических случаях орально-садистские устремления тоже мобилизуются и впоследствии неблагоприятно влияют на сексуальность женщин. В обстоятельствах, связанных с этим шагом, коренятся определенные нарушения характера.

Возврат к пассивности может, конечно, активировать у предрасположенных девочек мазохистские сексуальные компоненты, описанные выше, и, следовательно, вызвать более или менее выраженную мазохистскую перверсию. Однако совершенно неоправданно отождествлять пассивные цели нормальной женской сексуальности с мазохизмом.

Понятно, что такое развитие чревато многими нарушениями, и конфликты вокруг иреэдииовой любви к матери у женщин играют важную роль в неврозах. При нормальном развитии отношение женщин к матери тоже носит амбивалентный характер и даже чаше, чем у мужчин к отцу. У женщин всегда сохраняются остатки иреэдииовой фиксации на матери. Любовные объекты многих женщин ио характеру больше напоминают их мать, чем отца.

Преэдипова фиксация на матери имеет в первую очередь прегенитальные цели, но наверняка существуют и генитальные побуждения к матери, генитальное разочарование приводит к окончательному отказу от этих побуждений. Однако безосновательно полагать, что маленькая девочка изначально во всех отношениях подобна маленькому мальчику и негативный эдипов комплекс непременно предшествует позитивному комплексу.

В наших культурных условиях после переключения на отца у девочек в норме развивается эдипов комплекс, аналогичный комплексу мальчиков. Любовь к отцу сочетается с исполненной вины ненавистью к матери. Конечно, эта ревнивая ненависть конденсируется с застарелыми враждебными побуждениями, возникшими на преэдииовых стадиях.

Общее различие в развитии объектных отношений у представителей обоего иола Фрейд выразил следующими постулатами. Мужской комплекс Эдипа разрешается посредством комплекса кастрации: отказ от эдиповых побуждений происходит из-за кастрационной тревоги. Женский комплекс Эдипа вызывается комплексом кастрации: любовь девочки переключается на отца вследствие разочарования отсутствием пениса.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум