Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психоанализ о психическом развитии. Первичная идентификация младенца

Первоначальное состояние, когда отсутствует какое-либо представление об объектах, называется в психоанализе «первичным нарциссизмом». Первые реакции на объекты содержат многие интегрированные в единое целое компоненты, которые впоследствии дифференцируются. Эти реакции подобны рефлексам, т. е. каждый стимул в соответствии с принципом постоянства требует немедленной реакции. Восприятие стимулов и их разрядка, перцепция и моторные реакции тесно переплетены. Примитивное восприятие характеризуется близостью к моторной реакции. Индивид воспринимает воздействие объектов, изменяя собственное тело, затем замечается это изменение. Многие восприятия, которые обычно считаются зрительными, на самом деле кинестетические.

 

Сходным образом исследование эйдетических феноменов показало, что примитивное зрительное восприятие связано с готовностью к моторной разрядке. О том же свидетельствуют двигательные установки при гипнагогических и гипнопомпических галлюцинациях. Фрейд тоже продемонстрировал связь между перцепцией и двигательным актом. Он прояснил активность функции восприятия. Активность процесса восприятия подразумевается самим строением аппарата перцепции, защищенного от излишне сильной стимуляции. Перцепция осуществляется ритмически, явно под влиянием центробежных (моторных) пульсаций катексисов, которые следует рассматривать как первые попытки овладения внешним миром. В этом заложены основы разграничения систем перцепции и памяти и источник более дифференцированного сознания. После завершения дифференциации организм способен защититься от чрезмерной стимуляции, прекратив восприятие. Сформировавшееся эго может снова погрузиться в ид, что и наблюдается при обмороках и травматических неврозах. По данной модели впоследствии строятся все защитные механизмы от внутренней боли и внешних неприятностей. Вытеснение тоже специфическое блокирование перцепции особых инстинктивных потребностей. Еще одна разновидность погружения эго в ид имеет место во время сна. Важная функция эго проявляется в феномене «очарования», описанном Бернфельдом. Эго пытается примитивным образом справиться с интенсивными стимулами, имитируя воспринимаемое. По-видимому, некогда восприятие сводилось к изменению собственного тела в соответствии с воспринимаемым объектом.

 

 В экспериментах Гольдштейна пациентам с повреждением мозга удавалось компенсировать алексию посредством имитации зрительно воспринимаемых букв движениями головы, они смогли читать, опираясь на осознание своих кинестетических ощущений. Примитивная имитация воспринимаемого объекта представляет собой вариант идентификации, осознание которой приводит к перцепции. Другая примитивная реакция на первые объекты проявляется проще и понятнее: младенец тянет объекты в рот. Голод, постоянно нарушающий мирный сон, заставляет признать внешний мир. Сытость (насыщение), которая первоначально избавляет от напряжения, затем становится моделью овладения внешней стимуляцией в целом. Первой реальностью является то, что можно заглотать. Признание реальности означает суждение, помогает ли нечто получить удовлетворение или создает напряжение, следует ли его заглотать или нужно выплюнуть. Взять в рот или выплюнуть — основа любого восприятия, в условиях регрессии можно наблюдать, что все органы чувств понимаются по образцу рта.

 

Примитивные реакции имитации и оральная интроекция того, что воспринимается, тесно взаимосвязаны. Идентификация в нормальной психологии и психопатологии производит впечатление, как всегда подчеркивал Фрейд, вторичной идентификации, регрессивно повторяющей архаическую первичную идентификацию. Согласно концепции первичной идентификации, «заталкивание в рот» и имитация ради восприятия фактически отождествляются и представляют собой первичное отношение к объектам. В этой первичной идентификации инстинктивное поведение и поведение эго неразличимы. Все едино: первый (оральный) объект любви, первая моторная реакция на внешние стимулы и первая перцепция. Идентификация играет большую роль в процессе построения эго, поэтому существо эго зависит от личностных особенностей тех, кто окружает младенца. Имитация внешнего мира посредством оральной инкорпорации составляет также основу примитивного модуса мышления, названного магическим, что еще будет обсуждаться.

Эта инкорпорация, которая вообще представляет собой первую реакцию на объекты и предтечу сексуальных и деструктивных отношений, в психологическом смысле разрушает объекты. Отношение, подразумевающее существование объекта только для удовлетворения эго и исчезновение объекта, когда удовлетворение достигнуто, наблюдается иногда в незрелых видах любви. Но нацеленность на инкорпорацию субъективно не обязательно отражает деструктивную тенденцию по отношению к объекту.

 

Первичная инкорпорация представляет собой матрицу, по которой позднее происходит становление и любви и ненависти, но сама матрица не привносит эти чувства. Чрезмерное желание разрушать действительно свойственно некоторым детям (а не просто проецируется на детские годы маниакально-депрессивными больными), но отнюдь не каждому ребенку, вскармливаемому грудью. Конечно, в патологических случаях можно доказать существование орально-деструктивных влечений в младенческом возрасте. Однако оральные устремления нормального младенца не преследуют деструктивных целей, и, соответственно, у него отсутствуют страхи перед возмездием. Не следует также забывать, что инкорпорация только вторично деструктивна, ее объективно-деструктивная природа используется в субъективных целях. Первоначально враждебные устремления к объектам, приносящим боль и препятствующим наслаждению, состоят не в заглатывании, а в выплевывании. Кроме того, сомнительно, признает ли примитивное эго определенный объект, однажды принесший наслаждение и впоследствии отказавший в нем, как тот же самый. Более вероятно, что для эго это разные объекты: «хороший», подлежащий заглатыванию, и «плохой», который следует выплюнуть. Только впоследствии возникает желание разрушать посредством заглатывания. Вопрос определения, называть ли примитивную инкорпорацию амбивалентной и, следовательно, приписывать ли эмоциональной амбивалентности врожденность.

 

Примитивная инкорпорация амбивалентна, поскольку в ней содержатся элементы последующей любви и ненависти, она не амбивалентна, поскольку любовь и ненависть еще не существуют в качестве противоположностей. Побуждение, направленное на получение удовлетворения, без принятия во внимание объекта (тем самым объект может быть разрушен) и побуждение к разрушению объекта из ненависти вовсе не тождественны.

 

Снова вернемся к проблеме перцепции. Различие механизмов восприятия младенцев и взрослых приводит к тому, что картипа мира у них неодинакова. Наблюдение больных психозом, регрессировавших к примитивному модусу восприятия, подтверждает его малую дифференциацию. Объекты воспринимаются не четко отделенными один от другого и от эго. Образы слишком протяженны, их границы размыты. Они состоят не из элементов, которым надлежит быть вместе, а, скорее, из объединений, которые содержат несовместимые элементы. Не разделены не только перцептивная и двигательная сферы, но перекрываются восприятия разными органами чувств. Превалируют наиболее примитивные ощущения, особенно связанные с кинестетической чувствительностью.

 

Восприятие младенца отличается не только по форме, но и по содержанию воспринимаемого материала. Германн назвал систему восприятия маленького ребенка «первичной перцепцией». Особая природа первичной перцепции частично обусловлена биологическими особенностями ребенка. Мир предстает перед ребенком в другой перспективе, чем перед взрослым, вследствие маленького размера его тела и иного переживания пространства. В основном свойства первичной перцепции обусловливаются ее «необъективным» характером, эмоциональной природой. Мир воспринимается в соответствии с инстинктами как источник удовлетворения или угрозы; инстинктивные желания фальсифицируют реальность. Объективное восприятие предполагает психологическое отстранение эго от данных восприятия, суждение об источнике ощущений и, более того, правильное суждение, способность обучаться различению, тогда как примитивный опыт переживается в форме целостностей, которые появляются повторно. Принцип удовольствия, т. е. потребность в немедленной разрядке, несовместим с правильным суждением, основанным на оценивании и отсрочке реакции. Время и энергия, сбереженные в результате отсрочивания, расходуются на функцию суждения. На ранних этапах слабое эго еще не умеет что-либо отсрочивать.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум