Психоанализ о психическом развитии. Развитие двигательной сферы
Развитие активного приспособления младенца длительный и сложный процесс. Управление двигательной сферой тоже представляет собой задачу, решать которую дитя человека обучается только постепенно и в непременной связи с созреванием сенсорных функций. С психологической точки зрения происходит постепенное замещение действиями простых реакций разрядки. Это достигается путем увеличения времени между стимулами и реакциями, обретением терпимости к напряжению, т. е. развитием способности связывать примитивные побуждения-реакции контркатексисами.
Предпосылка формирования произвольных действий, помимо управления органами тела, состоит в развитии функции суждения. Имеется в виду способность предсказывать будущее, «оценивая» реальность в воображении, испытывая активным путем и в малых дозировках то, что при пассивности могло бы произойти в неизвестных масштабах. Обучение ходьбе, чистоплотности и речи — основные вехи в овладении двигательными функциями тела. Ходьба и контроль сфинктеров составляют базис самостоятельности ребенка. Эти способности помогают усвоению принципа реальности и преодолению рецептивной зависимости, а также потребности в немедленной разрядке. Дар речи изменяет функции эго по предвосхищению будущего: символическое обозначение вещей консолидирует сознание и позволяет предвидеть события, моделируя их с помощью слов. Оценивание реальности и терпимость к напряжению — два аспекта единой способности. Осуществление действий в соответствии с внешней необходимостью подразумевает способность предвидеть опасности, а также умение бороться с ними или их избегать.