Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Детский психоанализ. Психоанализ подросткового возраста

Психоанализ подросткового возраста это психоаналитическое лечение, иницииру­ющее нормальный и корректирующее не­правильный процесс развития в подростко­вом возрасте. Его цель — добиться специ­фической для подросткового возраста ре­структуризации психики. Работа с состоя­ниями распада и консолидации психической структуры строится через создание конфликтов, про­тиводействующих проявлениям инфантиль­ности, о разрешаемый конфликт относится к розным фазам подросткового возраста. Адоптация личности подростка к пубертату во многом связана с культурными и со­циальными условиями. В этом контексте и оперирует психоанализ.

Общий характер подросткового анали­за определяется тем, что в пубертате отно­сительно слабое Я подростка сталкивает­ся с усилившимися влечениями. Поэтому психотерапия сочетает поддержку Я с анализом типичных для этого возраста психологичечких защит. Психоналитик должен четко различать нормальные и патологичес­кие проявления подростковой регрессии и уметь анализировать ее компонент отыгрывания (защиту от пассивности), особенно при переносе. Перенос вводит в анализ фик­сации на влечении и объекте. Это способ­ствует процессу индивидуации в подростко­вом возрасте. Время от времени подросток испытывает потребность воспринимать ана­литика в качестве "реального объекта"; благодаря этому происходит изменение Сверх-Я и формируется взрослый Я-идеал.

Патологические остатки диадической (доэдиповой) стадии являются важными де­терминантами неврозов подросткового возраста и нарушений развития; следова­тельно, эти ранние детерминанты должны быть подвергнуты при анализе интерпрета­ции наряду с проявлениями триадической (эдиповой) фазы. Такой подход позволил модифицировать классическую теорию рекапитуляции и показать, что диадические полярности и триадические конфликты не только повторяются в подростковом возра­сте, но и разрешаются. Диади­ческие однополые привязанности сохраня­ются до поздней стадии подросткового возраста, то есть отказ от протоадолесцентной бисексуальности происходит позже. Гомосексуальные тревоги и склонности, все­гда проявляющиеся в подростковом анали­зе, анализируются как остатки диадических однополых фиксаций и их эдиповых послед­ствий. Подростковый анализ пронизывает задача деидеализации Самости и объекта. Этот процесс приводит к отказу от детско­го нарциссизма или его трансформации и усиливает способность к проверке реаль­ности. Он также делает необходимой в подростковом анализе роботу печали (о которой сигнализирует депрессивное на­строение) как предпосылки продвижения к взрослости.

Особенности различных стадий подро­сткового возраста наряду с внешними вли­яниями определяют характер аналитичес­кого подхода. В предподростковом возра­сте (примерно в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет) возросшая гормональ­ная (преимущественно адреналовая) стиму­ляция усиливает влияние со стороны влече­ний. Отделение от родительских объектов сопровождается формированием групп, состоящих из сверстников подростка, и из­менениями функционирования Сверх-Я. Доже небольшие телесные изменения вы­зывают тревогу и регрессивную защиту. Типичны негативизм и анальный уровень организации Самости и объектов. Исчеза­ют податливость и уступчивость, характер­ные для латентного периода детства. Вер­бальная коммуникация при лечении являет­ся ограниченной, однако более зрелая иг­ровая деятельность помогает сохранять рабочие отношения с психоаналитиком. Конф­ликты со сверстниками и возникающие ин­теллектуальные торможения помогают пре­одолевать сопротивление терапии. С дру­гой стороны, подросток воспринимает сам по себе анализ кок нарциссическую трав­му. Благодаря интерпретации и эмпатическому приятию аналитик помогает ему раз­решить конфликты, вызванные ранними объектными отношениями. В результате тревога и скованность пациента уменьша­ются, что облегчает социальное и интеллек­туальное функционирование. Однако этот прогресс нередко ведет к тому, что анали­тик, равно кок и родители, обесценивается, а анализ прекращается.

Ранний подростковый возраст (пример­но от тринадцати до семнадцати лет) ха­рактеризуется быстрым ростом и лавино­образной гормональной активностью; к концу этой стадии обычно достигается фи­зиологическая и половая зрелость. Образ тело существенно нарушается, что приводит к искажениям Я, сопровождающимся много-, численными и разнообразными соматичес­кими тревогами. Поддержка, оказываемая системой Сверх-Я функциям Я, и контроль над влечениями ослабевает вследствие декатексиса родительских образцов и цен­ностей. Занятие мастурбацией помогает восстановить чувство Самости, тогда как протест и неповиновение служат разрядке энергии инстинктивных влечений и способ­ствуют формированию идентичности при отделении от родителей. Автономные фун­кции Я (чувство времени, причинно-след­ственное мышление и т.д.) в результате инстинктуализации ослабевают. Очень выра­женными могут быть социальный уход, от­сутствие интереса к школе, депрессия и аффективные вспышки (особенно чувства стыда и гнева). Проведение анализа в классическом виде является затруднитель­ным, поскольку подростки склонны к экстернализации конфликтов, отыгрыванию, пара­нойяльным проявлениям и поиску магичес­ких решений. Требования школы и семьи, часто воспринимаемые кок критические, также ограничивают время для аналитичес­кой работы. Хотя пациент способен многое вербализировать, свободное ассоциирование затрудняется проявлениями кризиса. Аналитик должен сохранять объективное дружелюбие и порой выступать в качестве "дополнительного Я", особенно по отноше­нию к таким функциям Я, как причинно-следственное мышление и проверка реаль­ности. Анаклитические аспекты переноса во многом помогают проведению анализа.

В среднем подростковом возрасте (примерно от семнадцати до девятнадцати лет) физические изменения менее выраже­ны, становится более верным образ тела, начинают проявляться более прочные реп­резентации Самости и чувство идентично­сти. Поверхностный катексис компромисс­ных объектов, окрашенных в эдиповы тона, ведет к возникновению интенсивных, но за­частую кратковременных сексуальных отно­шений. Интегративные и адаптивные фун­кции Я связывают и организуют влечения, что ведет к сублимации и вовлечению объектов в более зрелую структуру харак­тера. Отыгрывание сходит но нет и улуч­шается контроль над побуждениями, что позволяет проводить анализ, по форме и техникам не отличающийся от анализа взрослых, за исключением того, что анали­тик иногда оказывает поддержку в каче­стве вспомогательного Я.

В позднем подростковом возрасте (при­мерно от девятнадцати до двадцати двух лет) психический аппарат является относитель­но стабильным. Цели и объектные отноше­ния в целом соответствуют способностям и возможностям индивида. Прочные чувства Самости и идентичности помогают ему осуществить во внешней реальности выбор карьеры и объектов, сделанный в субъектив­ной реальности. Симптоматика и критерии доступности анализу, в сущности, являются такими же, что и при анализе взрослых, а аналитическая техника требует лишь не­больших изменений.

 

Консультация психолога, психотерапевта 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

психологический форум 

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (495) 517-96-97

Написать письмо

2006—2015 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум

Rambler's Top100