Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Сексуальные нарушения. Фетишизм: психоанализ и лечение фетишизма

фетишизм лечение

Фетиш-естественный или искусственный материальный объект, наделяемый сверхъестественной духовной силой и магическими возможностями, помогающими его обладателю в достижении целей и предохраняющий владельца от повреждений и заболеваний. Идолы и талисманы являлись важнейшими фетишами в примитивных религиях. В психоанализе используется наиболее узкое понятие, обозначающее неодушевленные предметы или части тела, необходимые фетишисту для достижения сексуального возбуждения и оргазма.

Многим фетишистам, чтобы вступить в сексуальные отношения, требуется видеть, осязать или обонять фетиш либо, в крайнем случае, представлять его в фантазии. Некоторые из них требуют от партнера обнажения или, наоборот, сокрытия отдельных частей тела и объектов, либо облачения в специфическую одежду и т.п. Часть фетишистов довольствуется фантазиями, в которых фетиш выступает необходимым компонентом для сексуального возбуждения и достижения оргазма при мастурбации.

Подавляющее большинство фетишистов — мужчины. Наиболее распространенными фетишами являются ноги, волосы, женское белье, а также обувь. Среди гомосексуалистов популярны фетиши, изготовленные из кожи. Фетишистская активность и фантазии могут сочетаться с такими перверсиями, как садомазохизм и трансвестизм.

Динамика и бессознательные аспекты фетишизма освещены Фрейдом в двух монографиях, опубликованных в 1905-м и 1927 годах. Он показал, что фетиш представляет собой конкретную форму бессознательных фантазий, выступающих в виде защиты от осознания отсутствия у женщины пениса; фетиш представляет собой женский, обычно материнский, фаллос. Расщепление в Я, между реалистическим, сознательным восприятием и бессознательным, а также противоречивые фантазии подкрепляют отрицание «кастрации» женщины и смягчают страх кастрации, позволяя индивиду совершать половой акт и достигать сексуального удовлетворения.

Воспоминания о фетишистском возбуждении могут вернуться в эдипов период. Как правило, они представляют собой покрывающие воспоминания, маскирующие ранние травмы и интенсивный доэдипов страх кастрации. Новейшие исследования показывают, что фетиш может быть бессознательным символом не только воображаемого женского фаллоса, но и груди, ягодиц и даже фекалий и мочи. Отношение переходного объекта к фетишизму можно рассматривать в аспекте развития, в терминах «различающихся стадий сходного процесса». У ребенка фетиш появляется в течение первых двух лет жизни и свидетельствует о неадекватных объектных отношениях, дефекте влечений и развития Я. Он может быть предшественником фетиша взрослого человека.

Психология фетишизма

Фетишизм — еще один вид перверсий, тоже представляющий собой не просто гипертрофию частного сексуального влечения. Функция отрицания страха кастрации при фетишизме особенно очевидна. До зарождения психоанализа фетишизм в научной литературе описывался как своего рода условный рефлекс, сформировавшийся в детстве. Считалось, что фетишистские побуждения возникают при смешении сексуального возбуждения на обстоятельства, которые случайно сопутствовали первым сексуальным проявлениям. С позиций психоанализа эти «случайные» инциденты оцениваются как завуалированные воспоминания, фетишист ноги, зафиксировавшийся на эпизоде, в котором увидел обнаженную ногу гувернантки, руководствовался бессознательным мотивом, поэтому невинное зрелище и вызвало сексуальное возбуждение. Действительное значение завуалированного воспоминания становится понятным благодаря символическому равенству ноги и пениса. Воспоминание, как представляется, скрывает бессознательную мысль: «Я видел пенис моей гувернантки» или «Я видел, что моя гувернантка обладает пенисом». Пациент наверняка не мог видеть ничего подобного. 

Совершенно очевидно, что эта мысль использовалась, чтобы отрицать впечатление от отсутствия У гувернантки пениса. Неприятное впечатление от увиденной сцены вытеснялось с помощью отрицающего завуалированного воспоминания. Состояние, которое пациент испытывал при виде ноги, можно описать следующим образом: «Мысль о человеческих существах без пениса и возможности стать одним из них блокирует мое сексуальное возбуждение. Но теперь я вижу символ пениса у женщины, и это помогает мне побороть страх. Итак, я могу позволить себе сексуальное возбуждение». Данный механизм действует постоянно в течение всей жизни пациента. Женщина вызывает у него сексуальную реакцию, если ее нога определенно заверяет: «женщина имеет пенис». 

Как указывает Фрейд, большинство типичных фетишей представляют собой символы пениса: туфли, длинные волосы, серьги. Мех служит в качестве символического замещения волос на лобке, их вид может вызвать детский вопрос, находится ли иод ними пенис. Сексуальный интерес к женскому белью, как намеку на наготу, усиливается, когда приходиться избегать полной обнаженности. При менее типичных фетишах в истории раннего детства обнаруживаются переживания, объясняющие приобретение данным фетишем значения «женского пениса».

В процессе психоанализа пациент воспроизвел следующее воспоминание. В возрасте приблизительно четырех лет он лежал в постели родителей и случайно увидел пенис отца. Размеры пениса привели его в ужас. Он задался вопросом, может ли мать иметь столь же большой пенис, и, дождавшись подходящего момента, незаметно приподнял ее сорочку. Вид большого пениса вызвал у него сильное удовлетворение. Пациент, конечно, понимал абсурдность своего рассказа, но инцидент был столь ярок в памяти, что возникало чувство достоверности виденного. Противоречивость рассказа состояла в том, что сначала размер пениса привел пациента в ужас, а затем вызвал у него удовлетворение. Скорее всего, последовательность событий была противоположной. Мальчик, вероятно, случайно увидел гениталии матери и пришел в ужас от зрелища, затем заинтересовался, как выглядят гениталии отца, и был вполне удовлетворен, увидев большой пенис.
Этот пациент не превратился в фетишиста. Он воспользовался для отрицания отсутствия пениса у матери «обследованием» тела отца. Можно предположить, что пациент стал бы фетишистом, если бы замещение пениса в тех же целях оказалось связанным с телом матери и не использовался пенис отца.

Случаи, в которых фетиш символизирует не пенис, а фекалии, мочу или другие объекты, некогда связанные с прегенитальной активностью, казалось бы, находятся в противоречии с теорией фетишизма. Некоторые фетишисты выбирают в качестве фетиша полые предметы и вводят в них свои пальцы или веши, имеющие значение пениса, такой фетиш скорее даже символизирует влагалище. Более того, у фетишистов особенно акцентируется желание быть единственным обладателем вещи, и некоторые фетишисты занимаются коллекционированием. 

Фетиш может не обладать реальной ценностью, но приобретает огромную важность для владельца через фетишистскую переоценку. Часто решающее значение придается запаху объекта. Приведенные факты, однако, не противоречат тезису, что основное предназначение фетиша — символизировать «пенис матери». Те, у кого кастрационная тревога была спровоцирована неожиданно и носила интенсивный характер, впоследствии являются кандидатами в фетишисты, и они же склонны избегать угрозы кастрации посредством регрессии на прегенитальный уровень. 

Таким образом, прегенитальные характеристики фетишей можно рассматривать подобно компульсивным феноменам, в которых генитальные и прегенитальные влечения и тревоги переплетаются, или наподобие фаллических атрибутов ужасных материнских персонажей.

Психоанализ мужчины с фетишистским предпочтением определенных запахов обнаружил удивительные бессознательные фантазии, детерминировавшие это явно анальное предпочтение. В раннем детстве пациент потерял мать и воспитывался в вере, что его мачеха и есть настоящая мать. Однако он догадывался об истипном положении вещей и затратил много энергии, чтобы вытеснить свое подозрение.  
Подчеркнуто женственное поведение пациента, как выяснилось, обусловливалось желанием доказать отцу, что он лучше пригоден на роль заместителя умершей матери, чем мачеха. Идентификация с умершей матерью основывалась на респираторной интроекции ее «души», а предпочтение запахов репрезентировало предпочтение носовой интроекции. Тем не менее прегенитальная респираторная интроекция тесно переплеталась с генитальными тенденциями, происходившими из комплекса кастрации. Женственные желания пациента блокировались сильным страхом, что становление женщиной угрожало бы утратой пениса. Пациент многими способами пытался убедить себя в возможности стать женщиной и все же сохранить пенис. (Он был одновременно трансвеститом.) Вдыхание запаха фекалий символизировало «вдыхание» умершей матери и в то же время «дух пениса», который заверял в обладании пенисом.

У определенного типа мужчин любая женщина вызывает страх кастрации. В таких случаях объект, который символизирует женский пенис, сексуально возбуждает только до тех пор, пока он не связан с женским телом. Исходный объект полностью подвергается вытеснению, и лишь фетиш, бывший однажды частью объекта, сохраняется в сознании с преувеличенной интенсивностью. Вожделение вызывает не обувь на женщине, а обувь, изолированная от женщины. Фрейд говорил о «частичном вытеснении», при котором в сознании сохраняется часть целого, тогда как целое вытесняется. 

У некоторых фетишистов проявляются также садистские черты. Они получают удовольствие от осуществления «символических кастраций» в связи со своим фетишем, словно страх кастрации подталкивает их к этой идее всякий раз при возникновении сексуального возбуждения. «Обрезальщики кос» являются фетишистами волос. Каким образом своеобразная кастрационная активность успокаивает страх кастрации, мы обсудим в разделах об обрезании кос и садизме.

Фетишизм как попытка отрицать истипу, известную одновременно другой части личности, предполагает некое расщепление эго. Поэтому те, кто в детстве был вынужден интенсивно использовать защитный механизм отрицания, предрасположен к фетишизму. Между фетишизмом и нормативно-субъективными предпосылками любви существует взаимоотношение. Отчасти предпосылки любви представляют инфантильные фиксации («анаклитический тип»). В большей же мере они возникают по механизму, аналогичному фетишизму. Требуются условия, бессознательно символизирующие гарантию от опасностей, которые считаются связанными с сексуальностью. 

Данная теория фетишизма представляется применимой только к мужчинам. Акцентирование символа пениса не способно поддержать у девушки веру, что она обладает пенисом. И действительно, девушки-фетишисты встречаются очень редко, по крайней мере, намного реже, чем фетишисты-мужчины. Однако возможны, как показывает наблюдение, исключения: женщины в отдельных случаях принимают символ пениса в качестве фактора, сглаживающего эмоции при мыслях об отсутствии этого органа. Главную роль в женском фетишизме тоже играет комплекс кастрации, построенный по типу «осуществления желания». фетиш в таких случаях тоже символизирует пенис, одновременно желанный и вызывающий страх, пенис, которым хочет обладать женщина посредством идентификации с отцом.

Психоанализ и лечение фетишизма

__________________________________________________________________________________

Что такое фетишизм?

Основные признаки фетишизма — это повторяющиеся сильные сексуальные импульсы, сексуально возбуждающие фантазии или сексуальные действия с использованием неодушевленного предмета. При этом исключаются все другие стимулы. Как правило, этот тип расстройства возникает у человека еще в юношеском возрасте. Фетишем может служить все, что угодно, но чаще всего женское нижнее белье, туфли и сапоги.

 

Информационные партнеры:

Pikalaina

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум