Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Современный психоанализ. Оперативное мышление

Пьер Марти, Мишель де М' Юзан

Мы целиком и полностью присоединяемся к похвальным отзывам о замечательном докладе М. Фэна и К. Давида, которые тот, без сомнения, заслуживает. Мы считаем, что этот доклад восполняет многие пробелы в нашей области: мы находим в нем богатую пишу для размышлений теоретического и практического характера, которую наш доклад просто не в состоянии охватить.

В своем докладе М. Фэн и К. Давид приводят доказательства существования двойственного характера грез, который позволяет во всей полноте понять функциональное значение сновидений. Нам кажется, что позиция авторов напоминает подход Френча (который считал функцию грез частью процесса общей и основной интеграции) и создает основу для обобщения, так как функциональное значение, которое они обнаруживают у сновидения, с равным успехом можно отнести и к активности фантазий, если она инсценирует, драматизирует и символизирует напряжение влечений. Мы можем сделать вывод о важности этой интегративной функции, общей для грез и активности фантазий, на примере некоторых психосоматических пациентов с дефектами или существенными изменениями этой функции. Авторы согласны с этим, так как они пишут, что грезы защищают организм, связывая силы, «которые создают риск появления серьезных расстройств в соме». Дело в том, что у психосоматических пациентов недостаточная (по крайней мере, с функциональной точки зрения) активность фантазий сочетается с развитием совершенно оригинальной формы мышления, которую мы предлагаем назвать оперативным мышлением. Именно этой форме мышления и посвящен данный доклад.

Исследования, о которых здесь пойдет речь, непосредственно связаны с исследованиями, которые мы проводим в настоящее время вместе с К. Давидом. Они являются также результатом многочисленных обменов мнениями с М. Фэном в ходе проведения совместных исследований.

Оперативное мышление, которое мы хотим описать в данном докладе, до сего времени не привлекало внимания, возможно, по той причине, что его свойства не вызывали интереса у аналитиков. Отметим сразу же две его существенные особенности — появление сознательной мысли, которая (1) проявляется без видимой связи с заметной активностью фантазий; (2) дублирует действие и служит его признаком, иногда предшествует ему или следует за ним, но это всегда происходит в ограниченном временном поле. В настоящее время мы не можем с полной уверенностью утверждать, что у наших пациентов развита лишь эта форма мышления, однако сам факт ее существования позволяет предположить, что она представляет собой оригинальную разновидность объектных отношений и имеет нозографическое значение, сопоставимое с описаниями М. Буве.

Прежде чем подробнее остановиться на клиническом аспекте оперативного мышления, мы хотели бы изложить свои первые впечатления об этом явлении, источником которых послужили наши непосредственные контакты с больными.

Пациент пришел на консультацию с жалобами на обычные соматические симптомы. Он говорил о своих проблемах как о не связанных друг с другом вещах, не имеющих никакого значения. Судя по поведению пациента, аналитик не представлял для него ничего, кроме функции: пациент перекладывай на него свои симптомы и ждал от него своего выздоровления без какой-либо аффективной включенности со своей стороны. Несмотря на то, что больной отвечал на все вопросы, аналитика не покидало беспокойство, потому что подобный контакт не был целостным, и мы назвали бы то, что он чувствовал во время контакта, «безразличным отношением». Разумеется, пациент в своих контактах с аналитиком очень часто (чтобы не сказать всегда) относился к нему подобным образом.

Нельзя сказать, что интервью не дало никаких результатов: оно позволило, например, связать появление его симптомов с определенными анекдотическими обстоятельствами, но, несмотря на старания врача, пациент дал лишь ассоциации, которые были связаны с материальными фактами и являлись частью ограниченного временного поля. В атмосфере консультации создалось впечатление, что пациент относится к аналитику как к сырым фактам и событиям, то есть подобные отношения носили непосредственный характер и были лишены как инфраструктуры, так и сверхструктуры. Тем самым в диалоге вырисовывался механизм изоляции невротического обсессивного типа, но на самом деле этот механизм отсутствовал: пациент не собирался дистанцироваться, используя психическую, вербальную или материальную манипуляцию: он присутствовал, но оставался пустым. Все это мало напоминало обсессивный механизм. Наряду с этим аналитик был озадачен идентификацией пациента. Необычным в данном случае было то, что пациент испытывал трудности с идентификацией и приходил в замешательство от возможного применения психотерапии.

Если эта форма оперативного мышления избирательно связана с «психосо-матозами» — термином, который мы будем использовать для обозначения заболеваний, в которых ярко выражена предрасположенность индивида к соматическим способам выхода из конфликтных ситуаций, то она, несомненно, присутствует и в некоторых неврозах характера. Наряду с этим было бы интересным выяснить, как она проявляется в некоторых видах психозов.

Оперативное мышление присутствует в самых разных клинических картинах, но было бы полезным рассмотреть его отдельно как симптом, потому что оно обладает достаточно стабильными собственными характеристиками, благодаря которым его можно обнаружить. О них мы и хотели бы сейчас поговорить.

Лучше всего, по нашему мнению, привести сначала один клинический пример. Ограниченный объем нашего доклада не позволит нам изложить наши наблюдения полностью. В качестве компенсации характерная последовательность нашего изложения поможет понять особенности этой формы мысли в целом.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Страницы: 1 2 3 4

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум