Сновидения. Толкование снов. Сновидение
Королевская дорога к субъекту
Уже не раз предпринимались попытки подвести фрейдовскую теорию сновидений под общий знаменатель. Существует основополагающая формула Фрейда: «Сновидение — это (замаскированное) исполнение (подавленного, вытесненного) желания». Впрочем, не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Фрейд является автором нескольких теорий сновидений, последовательное появление которых ознаменовало его продвижение от неврологии к теории субъекта.
В «Очерке психологии», созданном в 1895 году, Фрейд попытался истолковать феномен сновидческого сознания на основе модели рефлекторной дуги процессов нейронного возбуждения. Важнейшим результатом этого предприятия можно считать его неудачу, после которой Фрейд избрал для осмысления сновидения новый феноменологический подход.
Этот метод вкупе с революционным подходом к его реализации с помощью самоанализа лег в основу первого главного труда Фрейда—«Толкования сновидений». В прославленной седьмой главе этого произведения еще можно обнаружить отголоски первоначальной нейрофизиологической теории, сконцентрированной в виде неврологической системы метафор: на этот раз рефлексомеханистическая модель описания уступает место словесной логике.
В «Лекциях» Фрейд называет очником сновидческих желаний «инфантильное «я»», и сновидческое желание неожиданно становится субъектом сновидения. Впоследствии Фрейд, пытаясь свести к минимуму риск, которому подвергалось его естественнонаучное мировоззрение, заменял механистическую неврологическую модель психики эволюционной биологической теорией.
После этого «поворота в сторону биологии» сновидение, которое прежде реконструировалось как механический процесс, стало восприниматься как функция рационального с биологической точки зрения организма. Хотя Фрейд полагал, что даже история культуры сказывается на генетической конституции, намек на теорию субъекта можно обнаружить и в этом мнении. После смерти Фрейда интерес психоанализа к философии угас, ибо наступила пора медицинского прагматизма, сопровождавшего создание эго-психологии.
К числу наиболее авторитетных научных работ этого периода относятся концепции Эриксона, который обратил внимание на явные сновидения и их связь со структурой личности, защитными способностями, стадией жизненного цикла и культурной идентичностью сновидца. Френч посвятил целую книгу описанию и осмыслению цикла сновидений одного пациента, выделив различные когнитивные уровни сновидения.
По мнению Френча, сновидение представляет собой мыслительную деятельность в состоянии сна, направленную на решение проблем. Сновидческая активность является системой закономерных представлений о действиях, которые формируются вследствие осмысления некой ситуации и посредством поступательной трансформации превращаются в образы сновидения. В последнее время к интерперсональной теории сновидений, на которую ссылались Френч, а также Канцер и Бергман, указавшие на «коммуникативную функцию сновидения», апеллирует Моргенгальтер. Руководствуясь клейнианскими принципами, Мельцер излагает теорию эстетики сновидения.