Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология невротического конфликта. О динамике эдипова комплекса

Здесь мы обратимся к более детальному рассмотрению психоаналитических формулировок динамики эдипова комплекса и начнем с  определенной    схемы    развития,    которая представляет собой классическую хронологическую последовательность, разработанную ортодоксальным фрейдизмом, переработанную и дополненную Карлом Абрахамом и, как некоторые считают, Эриком Эриксоном.

       

 Мы начнем с первичного нарциссизма и пройдем через несколько последовательных стадий, сосредоточенных на определенных частях тела: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Оральная стадия длится в течение первых полутора лет жизни ребенка, анальная - в течение следующих полутора лет, и фаллическая начинается к концу третьего года . Классический эдипов комплекс наблюдается у детей в возрасте с трех с половиной до шести лет (некоторые считают - до пяти). В это время начинается формирование супер-эго и ребенок вступает в период скрытой сексуальности (латентный период), в течение которого мальчики увлечены мальчишескими забавами, а девочки становятся "милашками", играющими в больницу и дочки-матери. Следующие важные перемены происходят в юности, когда биологические изменения совпадают с насущными проблемами половой идентификации , сексуальными изысканиями и взрослением, конфликтами с родителями, конкуренцией и достижениями.

            

  Эрик Эриксон дает свой набор стадий развития, начинающийся с психосоциального моратория поздней юности, сменяемой ранним этапом зрелости, затем ~ этапом полной зрелости, и, наконец, последней стадией, которую он охарактеризовал как период, в котором основной конфликт происходит между целостностью, с одной стороны, и негодованием и отчаянием, с другой.

 

  Детальная хронология стадий эдипова комплекса излагается в работе ортодоксального фрейдиста Хумберто Нагера "Основные психоаналитические концепции теории либидо" (1969)", Необходимо отметить, что ни в ней, ни в работах Фрейда, ни в работе Лалланша и Понталиса «Язык Психоанализа», не содержится общего четкого понимания этого явления. Это особенно верно по отношению к женскому эдипову комплексу: "В течение всей человеческой истории люди ломали голову над загадкой природы женственности... И вам так же не избежать размышлений по этому поводу, я имею в виду мужчин; к женщинам это не относится, поскольку они сами по себе являются проблемой".

Озорной юмор Фрейда не может скрыть тот факт, что он смотрит на женственность с мужской точки зрения, и это стало основанием для серьезной критики его идей в рамках психоанализа и вне их.

                   

 В отношении женского эдипова комплекса он столкнулся с проблемой. Если все дети - и мальчики и девочки - изначально привязаны к матери, то, как же получается, что девочка поворачивается к своему отцу, чтобы стать "папиной дочкой"? Что-то должно   нарушить   связь   с   матерью.   Ответ Фрейда на этот вопрос вызвал жесткую критику как со стороны феминисток, так и традиционалистов. Девочка, утверждал Фрейд, обнаруживает, что у нее нет пениса, испытывает "зависть к пенису" и обращается к своей матери, чтобы она ей его дала. Когда этого не происходит, она разочаровывается. Она обвиняет свою мать в этом недостатке, обращается к отцу в поисках пениса, но продолжает оставаться неудовлетворенной, пока сама не получит символический член в виде ребенка''. Мальчиков заставляет отвернуться от своей матери именно "комплекс кастрации", а также боязнь последствий кровосмесительных желаний. У девочки женская версия комплекса кастрации - зависть к половому члену - дает толчок для начала эдипова комплекса. Но так как она уже "кастрирована" и перенесла то, что пытается предотвратить мальчик, ее конкуренция с матерью приобретает  иной  и,   возможно,  более  длительный характер. Фрейд считал, что тот факт, что эдипов комплекс у девочек преодолевается гораздо медленнее, мягче и менее жестоко, чем у мальчиков, объясняет то обстоятельство, что сознание у женщин менее подвержено расстройствам, чем у мужчин. Фрейд также предполагал, что некоторые   люди - чернокожие   рабы   и   жители постколониальных стран — постоянно находились под реальной или символической угрозой кастрации, что не позволяло им преодолеть комплекс кастрации, и это (наряду с плохими экономическими перспективами) объясняет то, что некоторые из них являются психически неустойчивыми и избегают семейных отношений.

 

  Ортодоксальные взгляды на эдипов комплекс в его различных формах были подвергнуты критике, в наиболее явной и острой форме - феминистками (некоторые из которых, например, противопоставляли идее женской зависти к члену понятие "зависти матке" у мужчин), а также геями и лесбиянками. Взгляды Фрейда называют слишком натуралистичными и биологичными, слишком привязанными к частям тела, а также слишком детерминистичными. В реальном мире человеческого развития, как понимал и Фрейд, существует бесконечное множество вариаций эдиповой динамики, как для мужчин, так и для женщин - бесконечное число частных решений, компромиссов и сублимаций. 

  Необходимо отметить, что Фрейд постоянно пересматривал свои взгляды, и его подходы к эдипову комплексу у женщин более запутаны и менее теоретически упорядочены. Дебаты по поводу деталей прямого и косвенного эдипова комплекса и роли бисексуальности в эдиповом процессе многообразны, и их  можно найти в специальной литературе. Есть два типа подходов к эдипову комплексу, которые находятся в центре современных дебатов, и пока нет их обобщенных материалов подходы психоаналитика М. Кляйн к эдипову комплексу и антинатуралистичные взгляды о сексуальности, которые бросают вызов самой идее о биологически заданной психосексуальной схеме развития.

      

Фрейд назвал эдипов комплекс "основным комплексом" или "ядерным комплексом" каждого невроза. В одном из комментариев к своей работе 1920 г. «Три эссе о сексуальности» он объяснял, что эдипов комплекс - это фундамент, на котором зиждется здание психоанализа: "Будет правильным сказать, что эдипов комплекс - это ядерный комплекс неврозов и составляет обязательную часть их содержания. Он представляет собой пик младенческой сексуальности, который оказывает решающее влияние на сексуальность взрослых. При каждом очередном прибытии на эту планету индивид сталкивается с задачей преодоления эдипова комплекса; любой, кто не сможет это сделать, становится жертвой неврозов. С прогрессом в области психоаналитических знаний важность эдипова комплекса становится все более очевидной; его признание стало тем жупелом, который отделяет сторонников психоанализа от его противников".

       

 В первой своей работе 1905 г. в которой, упоминавшей табу кровосмешения (ранее он писал об "ужасе кровосмешения" и о кровосмешении как об "антиобщественном деянии" в неопубликованном проекте работы в 1897 г.), Фрейд характеризует его как "культурное требование со стороны общества", которое может передаваться по наследству органическим путем, и добавляет в комментариях 1915 года: "Психоаналитические исследования показывают, тем не менее, насколько активно индивид борется с искушением кровосмешения в период своего роста, и как часто эта граница нарушается в фантазиях и даже в действительности". И в развитии индивида, и в истории человечества Фрейд характеризовал табу кровосмешения как основу всех других запретов. Комплекс вины является обязательным оружием в борьбе с нецивилизованными, алчными импульсами, а сублимация сексуальной энергии дает энергетическую подпитку для культуры и цивилизации - концепции, которыми он пренебрегал: "Кровосмешение антиобщественно, а цивилизация строится на основе прогрессивного отказа от него". Неистовый, сексуально полиморфный "доминирующий отец", патриарх "основной хорды", противопоставлялся своим сыновьям, которые его убивают.   Таким   образом,   провозглашалось   табу кровосмешения, фундамент всех моральных и культурных запретов. Мы не можем не предположить, что комплекс вины берет свое начало в эдиповом комплексе и приобретается при убийстве отца братьями, объединившимися вместе . Та цена, которую мы платим за прогресс цивилизации - это "потеря счастья в результате усиливающегося комплекса вины". Фрейд называет это "итогом нашего исследования", таким образом, наглядно проводя параллели между развитием цивилизации и недовольством, содержащимся в названии книги: цивилизация порождает недовольство. Он рассматривал весь обширный пласт человеческой истории как спектакль, разыгрываемый в эмоциональном плане между Эросом и Танатосом (влечение к смерти) - конструктивным импульсом к любви и созиданию и агрессивным импульсом к уничтожению и погибели.

 

  Фрейд утверждал, что эдипов комплекс универсален, и это подогревало страсти и дебаты вокруг его теории, некоторые из которых базировались на опыте антропологических экспериментов. Эти дебаты велись в основном подспудно, и мне кажется, что ортодоксальные фрейдисты пытались "притянуть за уши" многие явления в надежде сохранить декото-рую долю универсальности эдипова комплекса, в то время как критики были непреклонны по отношению к ним и к историческим предположениям Фрейда об "основной хорде". В настоящее время мы можем воспользоваться удачным обзором, этой полемики в работе Аллена Джонсона и Дугласа Прайс-Уильямса "Вездесущий Эдип: комплекс семьи в литературе народов мира" (1996). Авторы книги рассматривают различные источники и приходят к выводу, что этот комплекс во Фрейдовском понимании в основном прослеживается в устном народном творчестве авторитарных обществ, в то время как его "облегченная" версия, включающая конфликт поколений, наблюдается в 139 народных сказках, которые они исследовали, хотя большинство из них, как и в подходах Фрейда - о мальчиках, а не о девочках. Утверждения Фрейда о той или иной части тела менее распространены в сказках, чем общий конфликт поколений. Есть также интересная психоаналитическая работа Алана Роланда (1988), который показывает важные культурные особенности подходов к этому вопросу в Индии (где конфликт между сыновьями и отцами является абсолютным табу) и Японии (где уважение к мужчине и старшим с детства закладывается в женскую психологию).

          

 Нужно отметить еще два момента по поводу взглядов Фрейда, которые можно рассмотреть в качестве противовесов ошибочному убеждению, что подходы Фрейда были слишком биологичны и почти не касались исторической составляющей. Во-первых, хотя он и рассматривал эдипов комплекс как универсальный и берущий корни в нашем биологическом   наследии,   он   также   считал,   что   его преодоление в какой-то степени освобождает нас от этого самого наследия. Фрейд писал: "Отто Ранк в своем большом труде, посвященном комплексу кровосмешения (1912), подтвердил тот удивительный факт, что выбор темы исследования, особенно для крупных работ, преимущественно определяется рамками того, что в психоанализе называется "эдиповым комплексом". Рассматривая его во всевозможных вариантах, искажениях и формах, автор стремится показать нам свое собственное, в основном личное отношение к этой эмоциональной теме. Это проявляется в его попытках справиться с эдиповым комплексом (то ест, эмоциональным отношением человека к своей семье или, в более узком смысле, к своим отцу и матери), когда индивидуальная невротика превращается в печаль, и по этой причине данный комплекс обычно формирует ядро всех неврозов".

 

 Эта задача развития, с которой сталкивается каждый индивид, связана для Фрейда с универсальными особенностями человеческой природы. Он продолжает:

"Акцент на отношение детей к родителям - это выражение тою биологического факта, что подрастающее поколение проходит через длительный период зависимости и весьма медленно достигает зрелости, а также того, что их способность любить проходит

через сложный путь развития. Следовательно, преодоление эдипова комплекса совпадает с наиболее эффективным методом совершенствования архаичного, животного наследия человечества. Действительно, это наследие включает в себя все силы, которые требуются для последующего культурного развития индивида, по эти силы должны быть рассортированы и обработаны. Эта архаичная семейная реликвия не пригодна для использования в общественной жизни в той форме, в которой она наследуется индивидом».

      

  Во-вторых, универсальность эдипова комплекса не означает независимость от исторического развития и культурных традиций в том плане, как выражаются эдиповы силы. Фрейд сравнивает социальные устои времен Софокла с временами Шекспира. Сразу после первого упоминания эдипова комплекса в своей "Интерпретации сновидений" (1900), в которой он отстаивает его универсальный характер, Фрейд подчеркивает историческую специфику этой важной темы: "В самом тексте трагедии Софокла содержатся признаки того, что легенда об Эдипе основывается на некоем первобытном материале сновидений, в которых содержалось навязчивое беспокойство по поводу отношения ребенка к своим родителям, возникающее вследствие первых проявлений сексуальности...

          

  Другое величайшее, творение драматургии, "Гамлет" Шекспира, имеет общие корни с "Царем Эдипом". Но различная трактовка одного и того же материала демонстрирует основное различие в психической жизни этих двух эпох цивилизации, а именно - репрессии (вытеснение) в эмоциональной жизни человечества. В "Эдипе" фантазия ребенка, лежащая в основе этого комплекса, выходит наружу, и сновидение становится реальностью. В "Гамлете" этот комплекс остается вытесненным; и - также как в случае невроза - мы узнаем о его существовании только по тем последствиям, к которым он приводит... Гамлет может предпринять что угодно, по только не отомстить человеку, который убил его отца и занял отцовское место рядом с матерью, человеку, который осуществил его собственные подавляемые детские желания. Таким образом, ненависть, которая может привести его к мести, заменяется укорами, мучениями совести, которые напоминают ему, что сам он в буквальном смысле слова не лучше чем тот грешник, которого он должен наказать".

                   

Консультация психолога, психотерапевта

         

 

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум