Психология развития человека.
Переход от аутоцентрического восприятия к аллоцентрическому
Шахтель различает два вида отношений между субъектом и внешним миром, т. е. два вида восприятий, — аутоцентрическое и аллоцентрическое. Следующим образом Шахтель разъясняет эти понятия: «При аутоцентрическом восприятии объективация незначительна или вовсе отсутствует; подчеркивается то, что и как чувствует личность; существует тесная связь, доходящая до слияния, между сенсорным качеством и ощущениями приятного или неприятного; и воспринимающий индивид первоначально только реагирует на нечто с ним сталкивающееся (хотя иногда он сам может вызвать сталкивание, например беря в рот пищу).
При аллоцентрическом восприятии имеет место объективация: подчеркивается то, что из себя представляет объект; существует менее выраженная или менее прямая связь (или такая связь вовсе не существует) между воспринимаемыми сенсорными качествами и ощущениями приятного — неприятного, т. е. подобные чувства обычно отсутствуют или слабо выражены или же имеют другие качества; воспринимающий обычно подходит или поворачивается к объекту активно и, делая это, или рецептивно открывается по отношению к нему или, фигурально и буквально, ухватывается за него, стремится «схватить» («grasp») его».
Согласно Шахтелю, с возрастом наблюдается переход от аутоцентрического восприятия к аллоцентрическому. При этом имеет место вторичная аутоцентричность, приводящая к образованию замкнутого индивидуального мира, ограничивающего возможности дальнейшего духовного развития индивида. При этом индивид воспринимает внешние воздействия, исходя из своих практических нужд, и чувствует неприязнь ко всему новому и чужому, могущему привести к изменениям в его стереотипных оценках, образах мира, установках и пр.
Отсюда очевиден вывод: кто не является пленником таким образом созданного индивидуального ограниченного мира представлений, кто остается перцептивно «открытым для мира», тот и проявит творческие способности. В своих рассуждениях Шахтель затрагивает интереснейшую проблему восприимчивости. При этом отчетливо чувствуется влияние психологии типов К. Юнга. Шахтель, насколько можно судить о его взглядах по изложению Гетцелса и Джексона, ошибочно сводит творчество к восприимчивости. Это большое упрощение.
Острая восприимчивость, перцептивная открытость являются важнейшими чертами творческой личности и главным источником информации. Однако только с помощью восприимчивости невозможно дать адекватное объяснение механизмов творчества. Более важна внутренняя восприимчивость личности, способность к тонкой интроспекции, к глубокому самопознанию. И лишь сочетание этих двух разновидностей восприимчивости (т. е. амбивертности) с активностью подсознательной сферы могут давать некоторое представление о механизмах творчества.