Психология развития человека.
Реальность подсознательного мышления
Дьюи, допуская реальность подсознательного мышления, мог бы глубже исследовать проблемы творчества. Однако он упустил эту возможность. Как уже было сказано, книга Г. Уоллиса «Искусство мышления» вышла в 1926 г., а более краткое издание — в 1946 г.
В этой работе содержатся некоторые интересные мысли, на которых полезно кратко остановиться. Г. Уоллис критикует Пуанкаре за то, что тот единственным механизмом выбора правильных комбинаций считает эстетический критерий. После изложения основных идей Пуанкаре Г. Уоллис пишет: «Но в высшей степени сомнительно, чтобы один только эстетический инстинкт был «силой», ведущей «машину» его (Пуанкаре. — А. Н.) мысли.
Он должен был обладать до некоторой степени той «общественной душой», которая является почти необходимым условием посвящения жизни интеллектуальному труду. Он должен был обладать многими стремлениями, привязанностями и привычками мышления и чувствования. Более того, он обладал мозгом сверх меры беспокойным в собственной активности, как дикий ястреб в клетке. И каждый из этих факторов должен был играть роль в процессе мышления, протекающего на различных уровнях его сознания». Нельзя отказать Г. Уоллису в справедливости этой критики.
Однако нам представляется не совсем серьезным его следующее замечание о Пуанкаре: «Боюсь, что если бы Пуанкаре был другом Фрейда, а не Бутру, который был другом Уильяма Джеймса, то он был бы уверен, что либидо является единственным и достаточным «ситом» его мыслей». Хотя и Пуанкаре был дилетантом в психологии, его идеи весьма ценны и открывают целое направление в исследовании процесса мышления и нахождения механизмов творческого порыва. Г. Уоллис справедливо отмечает, что основной трудностью изуче-ния психических явлений (мышления, в частности) является их непрерывность, при которой бесчисленные факторы взаимодействуют между собой, образуя чрезвычайно сложную ткань психической активности.
Однако если брать в отдельности процесс появления новой идеи, процесс нового обобщения или изобретения, то, по мнению Г. Уоллиса, можно поставить вопрос: каким образом это произошло? Такое исключительное достижение мысли может быть рассечено на начало, середину и конец.
Основываясь на идеях Гельмгольца и Пуанкаре, Г. Уоллис различает следующие стадии творческого процесса: подготовительный период, в течение которого проблема исследуется «со всех сторон» (Г. Уоллис повторяет эту ошибочную мысль Гельмгольца); период инкубации, когда индивид сознательно не размышляет над проблемой; период «озарения», когда появляется «счастливая идея» вместе с предваряющими и сопровождающими ее психологическими явлениями; период верификации.