Основы психологии.
Новая информация в памяти
Потом Сахе спрашивала испытуемых, какая из фраз содержалась в тексте, который они только что прочитали:
1. Галилей, великий итальянский ученый, послал ему письмо об этом.
2. Он послал Галилею, великому итальянскому ученому, письмо об этом.
3. Он послал письмо об этом Галилею, великому итальянском} ученому.
Результат оказался таким: испытуемые знали, что первой фразы в тексте не было, но большинство сочло, что вторая фраза в нем присутствовала. Они ошибались. Содержание было правильным, однако форма неверной; испытуемые читали первую фразу до того как читали вторую, и этого времени было достаточно, чтобы забыть точный порядок слов, запомнив содержание. Аналогичным образом мы удерживаем в долговременной памяти в течение месяцев, лет или всей жизни содержание или смысл разговоров, которые мы вели, книг, которые читали, учебных курсов, которые прослушали, и бесчисленных фактов, которые узнали но не точные слова (или по крайней мере очень немногие) эти) сообщений.
Масса материала, хранящегося таким образом, гораздо больше, чем мы можем представить: математик Джон Гриффит подсчитал, что объем памяти среднего человека на протяженир жизни равен примерно 10м битов (бит — самая маленькая единица информации, равная простому «да» или «нет»; цифра или букв; равны нескольким битам), т.е. в пятьсот раз больше, чем Британская энциклопедия. Новая информация в кратковременной памяти стирается, как только мы ее использовали, если только мы не делаем ее содержанием долговременной памяти, подвергнув дальнейшей обработке. Одна из форм такой обработки — механическое запоминание (пример этого — заучивание детьми таблицы умножения).
Другая форма — связывание новой информации с какой-либо легко запоминаемой структурой или мнемонический прием вроде такого: начальные буквы названий цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) совпадают с начальными буквами слов фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Однако гораздо более важной формой, как показали исследования 1960—1970-х годов, является «намеренная обработка», при которой новая информация соединяется с частями уже существующей организованной массы долговременных воспоминаний. Мы вплетаем ее в нашу семантическую сеть.
Если новый объект — манго, которого мы никогда раньше не видели, мы связываем это слово и понятие с подходящей частью долговременной памяти (не в смысле физического расположения — идеи и образы считаются теперь распределенными по всему мозгу, — а в концептуальном смысле: с категорией «фрукт»), также как визуальный образ манго, осязательное ощущение, вкус и запах (с категориями образов, осязательных ощущений и т.д.) в сочетании с информацией о том, где манго растет, сколько стоит, как его готовить. В будущем, когда мы попытаемся думать о манго, мы воспроизведем это воспоминание одним из многих способов: вспомнив название или подумав о фруктах, фруктах с зеленой шкуркой, желтых сладких ломтиках или о любой другой категории свойств, с которой понятие «манго» оказалось связано.