Основы психологии.
Психология вновь открыла эмоцию
Обычные люди не сталкиваются с такой трудностью: даже трехлетний ребенок знает, что имеет в виду, когда говорит, что счастлив, печален или голоден — это то, что он чувствует. Однако исследователи заглядывают гораздо глубже; их определения эмоций включают описания причин, отношений между физиологическими проявлениями и последствиями и могут показаться несведущему человеку напыщенными и невразумительными. Вот пример: Эмоции представляют собой изменения готовности к действиям, обладающие предпочтительностью контроля (прерывающие или конкурирующие с альтернативной психической или поведенческой активностью), изменения, вызванные оценкой событий как релевантных для интересов особи (и поэтому вызывающие позитивные или негативные чувства).
Однако ни это, ни какое-либо из почти трех десятков существующих определений эмоции не является общепринятым среди психологов. Как пишут авторы недавней статьи в журнале, «каждый знает, что такое эмоция, пока его не попросят дать определение». И хотя большинство психологов согласны в том, что существует несколько базовых эмоций и что многие другие вытекают из них или связаны с ними, до сих пор не существует согласия в том, что это за базовые эмоции. Одни эксперты включают в их число «желание», другие — нет; одни включают «удивление», другие — нет; некоторые особенно выделяют «вздрагивание», что большинство сочло бы формой удивления; очень многие психологи используют термин «аффект» для обозначения сознательного или бессознательного эмоционального состояния, однако некоторые академически мыслящие специалисты утверждают, что сенсорные симпатии и антипатии являются аффектом, а эмоции — нет.
Несколько лет назад Роберт Плутчик, известный исследователь эмоций из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, предложил испытуемым оценить длинный список связанных с эмоциями слов по признаку их сходства. Факторный анализ оценок показал, какие эмоции в наибольшей мере пересекаются с другими и, таким образом, являются центральными. Плутчик пришел к заключению о существовании восьми базовых эмоций: радости, одобрения, страха, удивления, печали, отвращения, гнева и предвкушения. Другие распространенные эмоции, по его мнению, являются более слабыми или более сильными формами перечисленных: например, горе есть экстремальная форма печали, а грусть — ее наименее выраженная форма.
Такой список очень хорош, однако, хотя его часто цитируют, он не стал стандартом среди ис-следователей эмоций — да такого стандарта и не существует. Нет и общепринятой теории эмоций. Как мы увидим, одни ученые считают, что эмоции состоят из висцеральных состояний, другие — из автономных феноменов нервной системы, а третьи — из высших психических процессов. Одни ученые подчеркивают причины эмоций, другие — их поведенческие последствия. Кто-то из исследователей насчитал примерно сотню различных теорий эмоций и обнаружил, что даже сгруппировав сходные, можно получить не менее восемнадцати типов теорий. Все это может заставить рассматривать исследования эмоций как нечто далекое от реальной жизни; нельзя отрицать, что психологов интересуют достаточно отвлеченные вопросы: чему эмоции служат, являются ли врожденными или приобретенными, универсальны ли или зависят от культуры, как связаны с телесными изменениями и с психическими процессами.
Однако психологи интересуются и весьма практическим вопросом: как эмоции связаны с поведением? Большинство ученых согласны в том, что эмоция — это не просто сигнал живому существу о том, что тот или иной предмет, то или иное событие важны для удовлетворения его потребностей; это то средство, с помощью которого мотивация превращается в целенаправленное действие. Таким образом, древний вопрос — почему мы делаем то, что Делаем, — наконец оказался в центре внимания современной психологии, и эмоции теперь рассматриваются как важнейшая часть ответа на него. Изучение мотивации и эмоций началось с философских рассуждений, а в научную эру превратилось сначала в изучение физических потребностей, затем — функций нервной системы, а позже — когнитивных процессов. Такова парадигма эволюции психологии как таковой.