Основы психологии.
Зрительные иллюзии
С.Б. скоро научился узнавать с первого взгляда предметы, известные ему осязательно, как, например, игрушки, но многие вещи, которых он никогда не касался, оставались для него загадочными, пока ему не объясняли, что это такое.
Грегори и один из его коллег отвезли С.Б. в Лондон, где тот узнал большинство животных в зоопарке, поскольку был знаком с собаками и кошками и знал, как другие животные от них отличаются.
Однако в научном музее С.Б. увидел токарный станок — механизм, которым он всегда хотел пользоваться, — и не мог понять, что это такое, пока с закрытыми глазами не ощупал. Затем, открыв глаза, он сказал: «Теперь, когда я узнал его на ощупь, я могу его видеть».
Интересный момент: когда Грегори познакомил С.Б. с некоторыми зрительными иллюзиями, того они не обманули: в частности, он не воспринял прямые линии рисунка Херинга как изогнутые, а параллельные прямые Цельнера как расходящиеся.
Очевидно, что эти иллюзии зависят оттого, как человека научили воспринимать перспективу, и указания, создаваемые другими линиями на рисунке, ничего не значили для С.Б.
Таким образом, выводы, которые можно сделать на основании случая С.Б., оказываются разочаровывающе противоречивыми: некоторые свидетельства подтверждают врожденность восприятия, другие — его зависимость от опыта.
Кроме того, имела место контаминация данных: С.Б. прожил целую жизнь, полную сенсорных впечатлений и научения, благодаря которым мог интерпретировать свое первое визуальное восприятие, и наблюдения за ним не показывают, в какой степени разум — до опыта — готов понимать то, что видит глаз.
Не дают ответа на этот вопрос и исследования развития младенцев, поскольку неясно, насколько развитие перцептивных способностей в каждый данный момент зависит от взросления и насколько — от приобретенного опыта.
Выявить различия между этими двумя составляющими и измерить их относительное влияние можно было бы только с помощью непозволительных экспериментов, когда ребенок был бы лишен перцептивного и иного сенсорного опыта.
Еще больше запутывают рассматриваемый вопрос разногласия по поводу того, является ли исходно восприятие физиологической функцией или психической.