Основы психологии.
Овладение языком
Одним из их открытий было то, что дети придумывают новые формы (окончания существительных, глагольные формы, предлоги) или овладевают ими в относительно постоянной последовательности. Между двумя и четырьмя годами словарь ребенка увеличивается с нескольких сотен слов до двадцати шести тысяч (в среднем) — по пятьдесят и более слов в месяц.
Сначала дети подражают тем глагольным формам, которые слышат, потом начинают обобщать, резонно (но неверно) предполагая, что правила языка распространяются на все («Я посеменил птичку») и только постепенно учатся использованию неправильных форм.
Они упрямо держатся за свои грамматические ошибки (вот какой диалог приводит один психолингвист):
Ребенок. Меня никто любит.
Мать. Нет, скажи: «Меня никто не любит».
Ребенок. Меня кто не любит. (разговор повторяется восемь раз).
Мать. Нет, слушай внимательно: «Меня никто не любит».
Ребенок. Ага, не меня никто любит.
Дети сами исправляют свои ошибки, когда делаются к этому готовы. По-видимому, они овладевают многими грамматическими формами, которыми не пользуются до тех пор, пока в какой-то момент не начинают в уме сравнивать то, что произносят, с накопившимися знаниями и не обнаруживают расхождения.
Джейми (в возрасте семи лет). Я придумал что-то, что ты понравишься.
Мать. Как ты сказал?
Джейми. Я придумал что-то, что тебе понравится.
Наиболее важное открытие в области овладения языком касается средств, с помощью которых ребенок осваивает синтаксис — порядок слов в предложении, который определяет их соотношение друг с другом и таким образом — смысл фразы. В 1957 году Б.Ф. Скиннер опубликовал книгу под названием «Вербальное поведение», в которой объяснял овладение ребенком языком исключительно оперантным научением: когда ребенок правильно произносит слово или фразу, родители и другие взрослые одобряют это, и поощрение создает условный рефлекс, благодаря которому ребенок правильно говорит и в следующий раз.