Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Исследования развития эмоций

Некоторые психологи относят избегающую и сопротивляющуюся привязанность за счет личностных черт матери, отсутствия выражения эмоций, негативных чувств в отношении материнства, отвержения ребенка и резкой реакции на плач или требования ребенка. Впрочем, следует признать, что есть ученые, которые находят такую классификацию и такие объяснения слишком банальными. К ним принадлежит Джером Каган: Ребенок, мать которого, будучи внимательной и любящей, успешно поощряет самостоятельность и сопротивление страху, с меньшей вероятностью начнет плакать при ее уходе и, соответственно, кидаться к матери, когда она вернется. Такого ребенка отнесут к «избегающим» и «ненадежно привязанным». Напротив, ребенок, мать которого излишне опекает его и меньше требует выдержки, скорее будет плакать и кинется к матери, когда она вернется в комнату; он-то и будет отнесен к «надежно привязанным».

В собственном исследовании Каган обнаружил, что матери с виду менее надежно привязанных детей чаше работали вне дома и, хотя психологи и могли бы счесть их уделяющими меньше внимания ребенку, старались сделать своих детей более самостоятельными и способными мириться с отсутствием матери. Матери надежно привязанных детей оказывались склонными к чрезмерной опеке и Препятствовали развитию в детях уверенности в себе. Ценные данные были получены в недавнем исследовании, когда методом «Незнакомой ситуации» была измерена привязанность к матери 113 годовалых детей, а через пять лет их поведение и психическое развитие были оценены по данным опросников, заполненных матерями и учителями детей.

Из мальчиков, проявлявших надежную привязанность в возрасте одного года, только у 6% обнаружились признаки психопатологии; среди ненадежно привязанных таких оказалось 40%. (По непонятным причинам среди девочек не было выявлено подобной связи между качеством ранней привязанности и позднейшей психопатологией.) Исследовательская команда осторожно заключила, что результаты «отчасти подкрепляют гипотезу о том, что качество ранней привязанности между матерью и ребенком служит предиктором позднейшего социально-эмоционального функционирования». Большинство исследований развития эмоций сосредоточено на первых двух годах жизни, и тому есть веская причина.

Поданным Майкла Льюиса и его коллег из Института исследований детского развития университета Нью-Джерси, первичные эмоции (радость, страх, гнев, печаль, отвращение и удивление) появляются в первые полгода жизни, вторичные, или производные эмоции (беспокойство, эмпатия, зависть), — во втором полугодии второго года жизни, а другие вторичные (гордость, стыд, чувство вины) — вскоре после этого. Исследование выражений лица по видеозаписям, проведенное Кэрролом Изардом и его коллегами и студентами университета Делавера, дало сходные результаты. Еще десять лет назад эволюционисты не имели теории развития эмоций; теперь таковых существует несколько.

Теории расходятся по многим пунктам; самым важным из них является вопрос о том, зависит ли развитие эмоций исключительно от созревания специфических нервных сетей или от социального научения эмоциональному поведению и его проявлениям. В обоих случаях считается, что эмоции приобретают определенные формы благодаря научению, однако одна теория считает главным детерминантом созревание, а другая видит в этой роли когнитивные способности и тренировку. Рассмотрим свидетельства, приводимые каждой из сторон.

Точка зрения сторонников созревания. Несколько лет назад группа исследователей из Национального института психического здоровья задалась целью обнаружить самое раннее проявление альтруизма или заботы о других путем наблюдения за детьми в игровых группах или дома. Альтруизм — форма поведения, основывающаяся на чувстве эмпатии; исследователи предполагали, что обнаружат первые признаки эмпатии у шестилетних детей, как это предсказывает психоаналитическая теория, однако оказалось, что младшие дети — даже трехлетние — огорчаются, когда другой ребенок испытывает боль или неприятность.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум