Основы психологии.
Запоминание иностранных слов
Однако существует мало исследований, в которых интеллект-карты сравниваются с другими методами обучения. Тем не менее то, что уже известно, позволяет говорить об использовании интеллект-карт. Авторы одного исследования предложили его участникам, студентам-медикам, выучить текст, содержавший 600 слов (Farrand, Hussain & Hennessy, 2002). Половину из них научили составлять интеллект-карты и пользоваться ими, вторая половина должна была справиться с заданием так, как они привыкли. Спустя неделю испытуемые, которые пользовались интеллект- картами, вспомнили на 10% больше фактических сведений из текста, чем испытуемые, которые пользовались традиционными методами.
Это различие проявилось несмотря на то, что у пользователей интеллект-карт была более низкая мотивация использовать новый метод, чем у тех, кто пользовался привычными методами. Можно предположить, что, если будут разработаны способы, которые позволят заинтересовать студентов, и у них появится мотивация использовать интеллект- карты, преимущества этого метода станут еще заметнее. По мнению Бадда, чтобы понять, почему многим студентам не хватает мотивации для использования интеллект-карт, необходимо принимать во внимание индивиду альные различия в стиле обучения (Budd, 2004).
Студенты, отдающие предпочтение «действенному» (активному) стилю обучения, считают, что интеллект-карты дают им очень много, и оценивают их так же высоко, как лекции. В отличие от них студенты, предпочитающие «созерцательный» стиль обучения, выражали сомнения в ценности интеллект-карт и оценивали лекции гораздо выше. Запоминание иностранных слов Большинству из нас в определенные моменты жизни (чаще всего в школьные годы) приходилось испытывать трудности, связанные с овладением иностранным языком.
Возможно, вы на собственном опыте убедились в том, что это занятие, требующее больших затрат времени и сил. Аткисон и Раух (Atkinson & Raugh, 1975) нашли, что метод ключевых слов значительно облегчает пополнение иностранного словаря. Люди, использующие этот метод, прежде всего связывают каждое произносимое иностранное слово с «родным» словом (или фразой), звучащим как ключевое слово. После этого они создают мысленный образ, при этом ключевое слово играет роль связки между иностранным словом и его «родным» эквивалентом. Например, английское слово bell по-русски значит «звонок» и произносится: «зво-нок».
Запомнить его можно, если в качестве ключевого слова использовать слово oak1 и представить себе дуб, увешанный колокольчиками. В своем исследовании Аткинсон и Раух (Atkinson & Raugh, 1975) предъявляли своим испытуемым 120 русских слов вместе с их английскими эквивалентами. Они нашли, что метод ключевых слов эффективнее тогда, когда испытуемым сообщают ключевые слова, чем когда они находят их сами. В этом случае испытуемые запомнили на 50% больше слов (короткое время удержания в памяти) и на 70% больше при времени удержания в памяти, равном шести неделям. Аналогичные результаты были получены с несколькими другими языками, включая испанский, итальянский, французский и греческий (см. обзор Taguchi, 2006).