Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Основы психологии.
Теории проспективной памяти

Одна из таких наиболее влиятельных теорий — теория процессов подготовительного внимания и памяти (РАМ) (Smith & Вауеп, 2005). Согласно этой теории, успешное функциони-рование проспективной памяти всегда обеспечивается процессами двух видов.

Во-первых, существует процесс мониторинга, который начинается, когда индивид формулирует намерение, и поддерживается до тех пор, пока не будет выполнено требуемое действие. В мониторинге участвуют процессы, аналогичные тем, которые участвуют во внимании.

Во-вторых, в проспективной памяти участвуют процессы ретроспективной памяти. Эти процессы необходимы для разграничений между целями проспективной памяти и «нецелями» и для того, чтобы вспом-нить действие, которое нужно выполнить. В сущности, ретроспективная память нужна для того, чтобы мы помнили, что именно мы намерены сделать в будущем, а процесс мониторинга — для того, чтобы мы выполнили требуемое действие, когда представится подходящий случай. Один из основных прогнозов, следующих из теории РАМ, заключается в том, что задания на проспективную память лучше всего выполняются тогда, когда испытуемые могут направить на это все свое внимание и все имеющиеся у них ресурсы.

Есть много свидетельств в пользу этого прогноза. В исследовании, которое провели Мак- даниэл, Робинсон-Райглер и Эйнштейн, испытуемые выполняли задание на проспективную память при полном и неполном распределении внимания (McDaniel, Robinson-Riegler & Einstein, 1998). Во втором случае испытуемые воспринимали на слух нечетные числа (по три в ряд) и одновременно выполняли задание на проспективную память. Результаты были гораздо лучше, когда все внимание участников эксперимента было направлено на выполнение задания, что свидетельствует о важности процессов внимания для проспективной памяти.

Этот результат согласуется с тем, что мы наблюдаем в повседневной жизни. Герман и Грюнберг просили разных людей фиксировать сбои ретроспективной памяти, с которыми они сталкиваются в повседневности (Herrmann & Gruneberg, 1993). Оказалось, что чаще всего это происходит, когда они с кем-то разговаривают или когда их мысли заняты чем-то другим. Предъявляют ли задания на проспективную память повышенные требования к вниманию даже тогда, когда не предъявляется стимул, требующий ответной реакции? Этот вопрос был изучен Смитом (Smith, 2003). Основным заданием было лексическое решение, которое, как мы уже знаем, заключается в том, что нужно как можно быстрее решить, является ли каждый ряд букв значащим словом.

Задание на проспективную память (его выполняла половина испытуемых) заключалось в том, что каждый раз, когда появлялось целевое слово, нужно было нажать кнопку. Результаты, имеющие принципиальное значение, получены в тех экспериментах, в которых ключевое слово не предъявлялось. В этих экспериментах те испытуемые, которые выполняли задание на проспективную память, принимали лексическое решение гораздо медленнее, чем те испытуемые, которые его не выполняли (1061 и 726 мс соответственно). Это означает, что выполнение задания на проспективную память требует ресурсов, связанных с обработкой информации, а потому ухудшает результаты выполнения другого задания даже тогда, когда целевой стимул не предъявляется.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум