Основы психологии.
Теории проспективной памяти
Одна из таких наиболее влиятельных теорий — теория процессов подготовительного внимания и памяти (РАМ) (Smith & Вауеп, 2005). Согласно этой теории, успешное функциони-рование проспективной памяти всегда обеспечивается процессами двух видов.
Во-первых, существует процесс мониторинга, который начинается, когда индивид формулирует намерение, и поддерживается до тех пор, пока не будет выполнено требуемое действие. В мониторинге участвуют процессы, аналогичные тем, которые участвуют во внимании.
Во-вторых, в проспективной памяти участвуют процессы ретроспективной памяти. Эти процессы необходимы для разграничений между целями проспективной памяти и «нецелями» и для того, чтобы вспом-нить действие, которое нужно выполнить. В сущности, ретроспективная память нужна для того, чтобы мы помнили, что именно мы намерены сделать в будущем, а процесс мониторинга — для того, чтобы мы выполнили требуемое действие, когда представится подходящий случай. Один из основных прогнозов, следующих из теории РАМ, заключается в том, что задания на проспективную память лучше всего выполняются тогда, когда испытуемые могут направить на это все свое внимание и все имеющиеся у них ресурсы.
Есть много свидетельств в пользу этого прогноза. В исследовании, которое провели Мак- даниэл, Робинсон-Райглер и Эйнштейн, испытуемые выполняли задание на проспективную память при полном и неполном распределении внимания (McDaniel, Robinson-Riegler & Einstein, 1998). Во втором случае испытуемые воспринимали на слух нечетные числа (по три в ряд) и одновременно выполняли задание на проспективную память. Результаты были гораздо лучше, когда все внимание участников эксперимента было направлено на выполнение задания, что свидетельствует о важности процессов внимания для проспективной памяти.
Этот результат согласуется с тем, что мы наблюдаем в повседневной жизни. Герман и Грюнберг просили разных людей фиксировать сбои ретроспективной памяти, с которыми они сталкиваются в повседневности (Herrmann & Gruneberg, 1993). Оказалось, что чаще всего это происходит, когда они с кем-то разговаривают или когда их мысли заняты чем-то другим. Предъявляют ли задания на проспективную память повышенные требования к вниманию даже тогда, когда не предъявляется стимул, требующий ответной реакции? Этот вопрос был изучен Смитом (Smith, 2003). Основным заданием было лексическое решение, которое, как мы уже знаем, заключается в том, что нужно как можно быстрее решить, является ли каждый ряд букв значащим словом.
Задание на проспективную память (его выполняла половина испытуемых) заключалось в том, что каждый раз, когда появлялось целевое слово, нужно было нажать кнопку. Результаты, имеющие принципиальное значение, получены в тех экспериментах, в которых ключевое слово не предъявлялось. В этих экспериментах те испытуемые, которые выполняли задание на проспективную память, принимали лексическое решение гораздо медленнее, чем те испытуемые, которые его не выполняли (1061 и 726 мс соответственно). Это означает, что выполнение задания на проспективную память требует ресурсов, связанных с обработкой информации, а потому ухудшает результаты выполнения другого задания даже тогда, когда целевой стимул не предъявляется.