Основы психологии.
Прерывания выполнения задания
Эта инструкция является весьма специфической подсказкой. Однако иногда экипажи получают от диспетчеров команду отложить переход на частоту диспетчерской вышки до тех пор, пока самолет не окажется на определенном расстоянии от аэропорта. Данные ASRS свидетельствуют о том, что 12 из 13 приземлений, совершенных без разрешения диспетчера, произошли именно тогда, когда нормальная подсказка отсутствовала.
Дисмьюкс и Новински (Dismukes & Nowinski) утверждают, что проспективная память чаще всего подводит пилотов тогда, когда их прерывают во время выполнения ими определенной последовательности действий.
С чем это связано? Авторы утверждают, что зачастую эти вмешательства происходят так быстро и так неожиданно, что пилот просто не успевает сформировать новый план намерений, чтобы справиться с изменившейся ситуацией.
Свидетельства в пользу того, что прерывания могут причинить серьезный вред проспективной памяти, представлены в: Dodhia & Dismukes, 2005. Участники эксперимента отвечали на вопросы, собранные в блоки, каждый из которых содержал вопросы разных типов (например, вопросы по математике, вопросы, связанные со словарем или с аналогиями).
Если испытуемых прерывали на каком-то вопросе до того, как они успевали ответить на все вопросы данного блока, их просили вернуться к нему после того, как они ответят на все остальные вопросы.
Насколько успешно испытуемые запоминали то, что им нужно вернуться к тому блоку, на котором их прервали? Результаты представлены на рис. 15.1. Без четкого напоминания о том, что нужно вернуться к тому блоку, на котором их прервали, об этом вспомнили только 48% испытуемых. Некоторым испытуемым напоминали об этом в течение четырех секунд в тот момент, когда их прерывали («Пожалуйста, не забудьте вернуться к этому блоку»); 65% из них вернулись к нему.
Возможно, самое удивительное заключается в том, что 65% из тех испытуемых, которые не получали никакого напоминания, но сразу после того, как их прервали, в течение четырех секунд смотрели на пустой экран, вернулись к «прерванному» блоку. Были еще и другие условия.
Одни из них заключались в том, что была примерно десятисекундная пауза между окончанием задания, во время исполнения которого испытуемых прерывали, и началом следующего блока. В других условиях была примерно такая же пауза, но испытуемых предупреждали («Конец прерывания»). К выполнению прерванного задания вернулись 88 и 90% испытуемых соответственно.