Основы психологии.
Принципы развития памяти
У таких пациентов чрезвычайно ослаблена декларативная память. Если успешное выполнение задания на отсроченную имитацию требует декларативной памяти, они должны продемонстрировать неспособность к его выполнению. Именно это и было обнаружено (McDonough, Mandler, McKee & Squire, 1995). Бауэр, Веннер и Крупина (Bauer, Wenner & Kroupi- na, 2002) доказали, что к отсроченной имитации способны и дети, не умеющие говорить. Спустя несколько месяцев они смогли разговаривать о событиях, связанных с выполнением ими задания на отсроченную имитацию. Это позволяет предположить, что их воспоминания о задании хранились в форме, доступной языку, а считается, что языку доступна только декларативная память. С какого возраста новорожденные начинают демонстрировать, что у них есть память? Есть поразительное (и несколько противоречивое) свидетельство в пользу того, что едва ли не с момента рождения.
Де Каспер и Файфер (DeCasper & Fifer, 1980) разработали процедуру, в результате которой энергичное сосание грудного молока активировало пленку с записью голоса матери младенца и посторонней женщины. Тем, как новорожденные, которым было менее трех дней от роду, поглощали молоко, они демонстрировали явное предпочтение голосам своих матерей. Аналогичные результаты были получены при тестировании новорожденных через два часа после появления на свет (Querleu, Lefebvre, Renard, Titran, Morillion & Crepin, 1984)!
Принципы развития памяти Известные экспериментальные доказательства позволяют говорить о четырех принципах развития детской памяти (Наупе, 2004). Первый принцип заключается в том, что дети старшего возраста, как правило, кодируют и запоминают информацию быстрее, чем дети младшего возраста. Например, давайте сравним время научения, необходимое для того, чтобы успешно справиться с описанным выше заданием на отсроченную имитацию, если отсрочка составляет 24 часа.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что шестимесячным младенцам для этого требуется примерно в два раза больше времени, чем годовалым или полуторагодовалым детишкам (см. обзор Наупе, 2004). Во-вторых, более взрослые дети сохраняют информацию в памяти на более длительный срок, о чем свидетельствуют результаты, полученные в экспериментах с вертушкой и с поездом, о которых тоже было сказано выше. Декларативная память, продемонстрированная при выполнении этих заданий в их стандартной форме, сохраняется у шестимесячных младенцев лишь в течение двух недель, тогда как у полуторагодовалых детей — в течение двенадцати недель (Наупе, 2004).
Третий принцип заключается в том, что более взрослые дети используют более широкий набор признаков воспроизведения, чем маленькие дети. Об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного с помощью задания на отсроченную имитацию (Наупе, Boniface & Barr, 2000). Младенцы в возрасте 6,12 и 18 месяцев продемонстрировали способность к выполнению этого задания, когда на стадиях научения и тестирования использовался один и тот же стимульный объект. Однако если на стадии тестирования появлялся новый объект, шести- и двенадцатимесячные младенцы не справлялись с заданием, тогда как на результативность восемнадцатимесячных детей это не оказывало никакого влияния. Иными словами, дети постарше используют свои воспоминания гораздо более гибко, нежели совсем маленькие дети.
И наконец, последний принцип: забытые воспоминания могут быть воспроизведены при предъявлении напоминания. Трехмесячных младенцев обучали выполнению задания с вертушкой, а затем через 14 дней тестировали для оценки их декларативной памяти (Rovee-Collier, Sullivan, Enright, Lucas & Fagen, 1980). Некоторым детям предъявляли напоминание: за 24 часа до тестирования экспериментатор в течение трех минут вращал вертушку. Дети, которым этого напоминания не предъявляли, продемонстрировали во время тестирования весьма заметное забывание. В отличие от них младенцы, которым напоминание было предъявлено, справились с тестом так же успешно, как и младенцы, которых тестировали через день после научения.