Основы психологии.
Восстановление контекста
Однако Смит и Мойнан (Smith & Moynan, 2008) показали, что на самом деле это не так. После того как испытуемые попытались вспомнить категории, им были даны их названия и их попросили вспомнить примеры. Как следует из рис. 10.8 (фрагмент В), участники контрольной и экспериментальной групп вспомнили одинаковое количество при-меров для каждой категории, причем вспомнили очень много примеров. Следовательно, эти объекты сохранились в памяти и для их воспроизведения понадобился только надлежащий признак.
Действительно, из 10 слов, относящихся к категории «смерть», которые предъявлялись участникам экспериментальной группы, последние вспомнили около 60% (столько же, сколько и участники контрольной группы, когда им предъявляли надлежащий признак), тогда как минутой раньше только 10% испытуемых из экспериментальной группы смогли вспомнить, что вообще видели в перечне слова, относящиеся к категории «смерть» (по сравнению с 70% участников контрольной группы). Эти результаты свидетельствуют о том, что при наличии соответствующей мотивации неприятные воспоминания иногда могут быть забыты, но позднее всплывают в памяти, если появляется надлежащее напоминание.
Правда ли, что признаки действительно способны восстановить в памяти то, что было преднамеренно забыто? Авторы одного исследования нашли, что направленное забывание может быть «высвобождено» с помощью простого предъявления в качестве признаков подгруппы объектов из первого перечня, заученного испытуемыми (Goernert & Larson, 1994). В отсутствие признаков испытуемые демонстрировали эффект направленного забывания: испытуемые, проинструктированные запомнить, вспомнили 44% слов из первого перечня, а проинструктированные «забыть» — только 21%. Когда испытуемым предъявляли четыре или восемь признаков, воспроизведение слов из первого перечня возрастало до 29 и 31% соответственно.
Разумеется, действенность признака проявляется также и тогда, когда испытуемым предъявляют подлежащие забыванию объекты во время теста распознавания, в котором эффекты направленного забывания обычно не на-блюдаются (речь идет об экспериментах с перечнями слов). Предъявление самого объекта является очень мощным напоминанием, во многом его эффект сопоставим с эффектом от просмотра видеопленки, запечатлевшей событие, которое мы хотим забыть. Восстановление контекста также может помочь восстановить в памяти то, что было преднамеренно забыто. Так, было показано, что восстановление ментального контекста может аннулировать влияние инструкции забыть в условиях изучения направленного забывания с использованием перечней слов (Sahakyan & Kelly, 2002).
Непосредственно перед заучиванием первого перечня испытуемые оказались в необычных условиях: они слушали музыку из кинофильма «Звездные войны». Позднее, во время финального теста, экспериментаторы просили испыту-емых восстановить ментальный контекст, в котором они находились, входя в комнату, включая все, что они помнят о чувствах и мыслях, которые у них были в тот момент. Поможет ли восстановление контекста вспомнить преднамеренно забытый материал? Если контекст не восстанавливался, испытуемые, проинструктированные забыть, вспоминали на 22% меньше слов, чем испытуемые, проинструктированные запомнить.
Когда же контекст восстанавливался, разница составляла всего 8%. Эти результаты показывают, что процессы мотивированного забывания часто уменьшают доступность нежелательных воспоминаний, но не влияют на их сохранение в памяти. Часто эти воспоминания остаются и лишь «ждут» момента, когда они «понадобятся» и когда появятся надлежащие стимулы. В связи с этим возникает вопрос, сохраняются ли в памяти неприкосновенными и недоступными воспоминания и восстанавливаются ли они после продолжительного времени при наличии надлежащих стимулов. Ниже мы обсудим важную социальную основу, на которой базируются эти процессы, и проиллюстрируем восстановление памяти примерами из реальной жизни.