Основы психологии.
Задания на извлечение информации из памяти
Когда мы сознательно вспоминаем прошлое, необходимо обозначить тот временной промежуток, который мы хотели бы вспомнить. Когда ваша соседка по комнате спрашивает, выносили ли вы мусор, это вовсе не значит, что вы должны вспомнить все события из своего прошлого, когда вы это делали. Если вы не ограничите свои воспоминания контекстом вчерашнего дня, вы можете вспомнить какие-то более ранние события и ошибочно сказать, что вы это сделали. Результат: рассердившаяся соседка.
Следовательно, один из признаков, которые вы должны включить в ходе извлечения информации из памяти, — пространственно-временной контекст события, которое вы надеетесь вспомнить. Задания на извлечение информации из памяти Ежедневно жизнь оставляет свои следы на нашей «ментальной глине», и эти следы разными способами влияют на нас. Иногда мы становимся преднамеренными пользователями памяти и сознательно стараемся вспомнить, что было в прошлом.
В других случаях мы не хотим, чтобы память оказывала на нас влияние, но она влияет на нас, хоть мы этого и не осознаем. Психологи разработали множество методов тестирования извлечения информации из памяти при этих обстоятельствах. Эти тесты отражают многочисленные ситуации повседневной жизни, и отличия, выявленные в памяти с их помощью, дали нам немало важной информации о ее структурах и протекающих в ней процессах. «Ты выносил мусор?» Вполне вероятно, что вы многократно делали это в течение жизни, но вряд ли вас спрашивают именно об этом!
Поэтому важно конкретизировать пространственно-временной контекст, если вы хотите вспомнить какое-то конкретное событие (и предотвратить гневную реакцию!). Понятие «контекст» не ограничено пространственно-временным контекстом, но включает также и другие аспекты обстоятельств. Термином эмоциональный контекст обозначается эмоциональное состояние, в котором находился человек, когда происходило конкретное событие, а термином физиологический контекст — фармакологическое/физическое состояние, в котором он находился (т. е находился ли он под влиянием какого-либо наркотика или алкоголя).
Можно отметить также и когнитивный контекст, т. е. сочетание конкретных понятий, о которых человек думал незадолго до события, во время или вскоре после него. В разделе, посвященном памяти, зависящей от контекста, мы обсудим, как контексты этих типов способны ограничить наши воспоминания о прошлом даже тогда, когда мы не догадываемся об этом. Контекстуальные признаки также играют определенную роль в выборе типов заданий на воспроизведение, которые часто используются при изучении памяти.