Основы психологии.
Схемы в повседневной жизни
При этом наблюдается тенденция, суть которой заключается в том, что люди лучше запоминают информацию, соответствующую их собственным точкам зрения, чем ту, которая им не соответ-ствует. Этот феномен называется предвзятостью согласованности. Схематическое знание, которое имеется у людей, недостаточно осведомленных о каком-то противоречивом вопросе, будет в наибольшей степени согласовано с их собственными взглядами (Wiley, 2005). Им легче присовокупить к имеющимся у них знаниям информацию, согласующуюся со схемой, чем не согласующуюся с ней, что становится предвзятостью согласованности.
Предположим, однако, что мы представили информацию, соответствующую и не соответствующую их точкам зрения, людям, обладающим солидным запасом схематических знаний по данному вопросу. Им будет одинаково легко запомнить и ту и другую информацию, поскольку они имеют поддержку схем для информации обоих типов. Именно такие данные и были получены (Wiley, 2005). Блок 6.5. Схемы в повседневной жизни (Brewer & Treyens, 1981) Ш Авторы отмечали, что большая часть информации, которую мы запоминаем в повседневной жизни, усваивается скорее случайно, чем преднамеренно.
Так, вы, возможно, помните формат многих своих книг и цвет их обложек, но маловероятно, что вы сознательно задались целью запомнить эту информацию. Бреуэр и Трейенс решили посмотреть, будут ли люди допускать вызванные схематическими знаниями ошибки в непреднамеренной памяти. Вместо того чтобы просить своих испытуемых читать искусственно составленный текст, они также предпочли создать реалистичную ситуацию научения. Прежде чем приступить к эксперименту, авторы попросили испытуемых очень недолго (примерно 35 с) провести в комнате, оборудованной как офис аспиранта.
Оценка В принципе, теории, основанные на схемах, доказали свою успешность. Особенно важно то, что они выявили некоторые основные причины, по которым наша память иногда оказывается искаженной. Однако им присущи и некоторые недостатки.
Во-первых, они весьма туманны. Есть убедительные доказательства в пользу существования схем, но их точные рамки и природа остаются неясными.
Во-вторых, эти теории практически ничего не говорят о факторах, определяющих, когда именно люди используют схематические знания для того, чтобы сделать умозаключения. В качестве примера рассмотрим эксперимент, который провели Мюррэй и Берк (Murray & Burke, 2003). Испытуемым с хорошими, средними и весьма скромными навыками чтения предъявляли прогнозируемые умозаключения (например, им нужно было ответить «Ваза разобьется», когда предъявлялась такая фраза: «Рассерженный муж швырнул стеклянную вазу в стенку»).
Все три группы испытуемых продемонстрировали способность делать подобные умозаключения предположительно за счет использования своих релевантных схематических знаний. Однако только испытуемые с хорошими навыками чтения делали их быстро и автоматически, что свидетельствует о том, что доступ к схематическим знаниям у одних людей происходит легче, чем у других.