Основы психологии.
Как происходит генерализация?
Учащиеся, которые находятся в условиях А, усваивают знания гораздо быстрее тех, которые находятся в условиях В. Значит ли это, что они будут лучше переносить свои знания в новую ситуацию, чем учащиеся, которые находятся в условиях В? Весьма логично ответить: «Да!», однако очень часто такой ответ оказывается неправильным. Как отмечают Шмидт и Бьерк, быстрое научение нередко оказывается поверхностным и тесно связанным с контекстом научения (Schmidt & Bjork, 1992). Это может показаться парадоксальным, но более медленное научение нередко оказывается более глубоким и лучше переносится на новые ситуации.
Свидетельства в пользу точки зрения Шмидта и Бьерка приводятся в издании: Mannes & Kinsch, 1987. Авторы просили испытуемых изучить и запомнить прозаический отрывок. Одной группе испытуемых перед этим предлагалось краткое содержание отрывка, структурированное точно так же, как сам текст, а второй группе — краткое содержание, структурированное иначе. Результаты поверхностного научения, которое оценивалось по способности вспомнить исходный текст, были лучше у испытуемых первой группы.
Однако испытуемые из второй группы лучше справились с заданием, связанным с креативным решением проблем и потребовавшим глубокого понимания текста. Усилия, затраченные испытуемыми из второй группы на то, чтобы связать краткое содержание текста с самим текстом, привели к тому, что они хуже запомнили текст, но лучше поняли его. Это лучшее понимание означало, что они лучше, чем испытуемые из первой группы, подготовлены к тому, чтобы использовать свои знания для решения креативных проблем.
Многообещающее изучение проблемы усвоения понятий (и способов, гарантирующих перенос усвоенных знаний) было выполнено Джоном Брэнсфордом и его коллегами из Университета Вандербильта в Теннеси. Результаты этого исследования подробно описаны в книге Брэнсфорда «Когнитивная способность человека» («Human cognition»). Однако некоторое представление об их подходе дает следующий пример, взятый из докторской диссертации К. Э. Нитша, одного из учеников Брэнсфорда.
Более других Нитша интересовала следующая проблема: как можно гарантировать перенос усвоенных знаний в условия, отличные от тех, в которых они были приобретены? В одном из своих экспериментов он манипулировал с рядом примеров, использованных для усвоения новых понятий CRINCH и MINGE, помещенных в несвязный и связный контексты (блок 6.3).