Основы психологии.
Способность помнить специфические события
Эпизодическая память зависит от способности кодировать информацию и в дальнейшем извлекать ее, что во многом определяется тем, насколько материал осмыслен и хорошо организован. Бартлетт, оказавший большое влияние на отход от традиции Эббингауза, заключавшейся в механическом заучивании, изучал память на таком сложном материале, как сказки народов, принадлежащих к другим культурам. Он подчеркивал важность усилий для понимания смысла и роль схем, ментальных структур, помогающих нам организовывать наш мир знаний.
Изучение роли смысла проводилось в соответствии с традициями вербального научения и сначала концентрировалось преимущественно на ассоциациях между словами, а в дальнейшем распространилось и на важность для запоминания «представимости» слов. Пэйвио предположил, что «представимость» помогает благодаря двойному кодированию; суть гипотезы двойного кодирования заключается в том, что «представимые» слова хорошо запоминаются, ибо кодируются как словесно, так и зрительно. Крэйк и Локхарт сформулировали гипотезу уровней обработки: лучше запоминается та информация, которая подверглась более глубокой обработке.
Справедливость этой гипотезы была подтверждена многими экспериментальными исследованиями, и она стала важным практическим правилом. Однако при измерении глубины обработки информации и при определении природы кодирования и воспроизведения возникли проблемы. Это привело к появлению концепции адекватности воспроизведения информации ее обработке. Более глубокое кодирование в принципе предпочтительнее, потому что оно, как правило, приводит к более полной и тщательной обработке информации, что, в свою очередь, увеличивает количество потенциальных путей к извлечению из памяти. К эффективным методам организации материала, который нужно запомнить, относятся иерархии, матрицы и объединение понятий в связные рассказы.
Готовность учиться помогает только тогда, когда она приводит к использованию хороших стратегий научения. Гиппокамп играет важную роль в эпизодической памяти, хотя вопрос о соотношении ролей гиппокампа и прилегающих к нему зон мозга нельзя назвать полностью решенным. Результаты исследований, проведенных с использованием методов нейровизуализации работы мозга, подтвердили роль гиппокампа и лобных долей в процессе кодирования информации. Роль левой и правой лобных долей в извлечении информации, возможно, отчасти зависит от того, является ли усвоенный материал словесным или зрительно-пространственным.
И последнее. Начинают накапливаться свидетельства в пользу того, что вследствие научения в мозге взрослого человека происходят физические изменения. Это доказано на примере лондонских таксистов, у которых многолетнее усвоение знаний о пространстве привело к изменениям в структуре гиппокампа.