Основы психологии.
Адекватность воспроизведения информации ее обработке
Учащиеся могут плохо сдать экзамены не потому, что не готовились к ним, а потому, что изучали не тот материал. Давайте проведем эксперимент. Предположим, вы не умеете ездить на велосипеде. Вы обращаетесь за помощью к специалисту, написавшему двухсотстраничную книгу, содержащую подробное изложение всех правил и фактов, которые нужно знать велосипедисту, включая и мельчайшие детали, касающиеся правильной посадки.
Будучи добросовестным учеником, вы потратили недели на то, чтобы все запомнить. Если бы вам пришлось пройти тест по этой книге, ваш результат был бы 100%. Что же происходит, когда вы садитесь на велосипед? Через секунду вы падаете, будучи не в состоянии удержать равновесие. Вы не знаете того, что действительно важно для езды на велосипеде. У вас блестящие фактические знания, но нет навыков. Этот пример иллюстрирует общий принцип, известный как адекватность воспроизведения информации ее обработке.
Согласно этому принципу, чтобы можно было протестировать результаты предшествующего научения, условия обработки информации во время теста должны соответствовать условиям обработки информации во время кодирования. Этот принцип был сформулирован для объяснения такого важного феномена, как глубина обработки информации. Как уже отмечалось выше, впоследствии люди весьма плохо вспоминают слова, информацию о которых они обрабатывали зрительно или фонологически, но прекрасно вспоминают слова, суждения о которых выносили на основании их смысла. Отчасти этот факт может отражать предвзятость условий, при которых проводится тестирование.
В частности, во время тестирования воспроизведения испытуемые могут привыкнуть вспоминать смысл слов, с которыми они только что столкнулись, в результате чего тест неявным об-разом подчеркивает роль этого смысла. Чтобы проиллюстрировать это положение, Моррис, Брэнсфорд и Фрэнкс (Morris, Bransford & Franks, 1977) попытались ответить на вопрос, от чего зависит сохранение в памяти, а именно зависит ли оно от того, что испытуемые делают во время кодирования, или от того, насколько хорошо требования к обработке информации во время тестирования соответствуют условиям обработки информации во время кодирования.
Авторы просили испытуемых вынести либо фонологическое, либо семантическое суждение о каждом из слов в предъявленном им списке. Как обычно принято в экспериментах, в которых изучаются уровни обработки информации, испытуемых не предупреждали о том, что им придется вспоминать слова. Эта особенность, известная как случайное научение, имеет то преимущество, что у испытуемых нет искушения использовать другие стратегии научения, кроме тех, которые «навязаны» им экспериментаторами.