Основы психологии.
Нарушения зрительно-пространственной кратковременной памяти
Следовательно, он гораздо лучше справлялся с заданиями, когда объем его цифровой памяти тестировали с использованием зрительного предъявления презентации, соответствующей сохранившейся у него зрительной памяти, выявленной с помощью блокового теста Корзи. Аналогичный паттерн наблюдался и у пациентки ПВ (Basso, Spinner, Vallar & Zanobia, 1982; Vallar & Baddeley, 1987), которая демонстрировала очень чистое и специфическое нарушение фонологической КВП вследствие инсульта.
Ее интеллект и язык остались неповрежденными, но она могла запомнить всего две цифры и не демонстрировала ни эффекта фонологического сходства, ни эффекта длины слова в вербальной КВП. Как и свойственно подобным больным, в мгновенном словесном свободном воспроизведении она демонстрировала значительное снижение эффекта новизны. Однако она показала нормальную долговре-менную новизну, что было протестировано с использованием задания, включающего решение ряда анаграмм-головоломок с последующей неожиданной просьбой воспроизвести решения. И ПВ, и пациенты контрольной группы продемонстрировали, что они лучше вспоминали более поздние решения, хотя и не ожидали такого вопроса и за ним следовало решение других анаграмм.
Этот паттерн позволяет предположить, что у ПВ нарушена не способность использовать стратегию новизны; скорее речь может идти о нарушении способности использовать эту стратегию для усиления немедленной вербальной памяти, которая, как полагают, базируется на фонологическом или вербальном/лексическом кодировании. Нарушения зрительно-пространственной кратковременной памяти В то время как больные, подобные КФ и ПВ, имеют только нарушения словесной КВП, другие больные демонстрируют противоположный паттерн: у них сохраняется нормальная словесная КВП, но они не справляются с тестами ни зритель-ной, ни пространственной КВП.
Один такой больной, ЛГ, получил травму головы в дорожно-транспортной аварии, в результате чего его способность запоминать формы и цвета чрезвычайно сильно пострадала. Однако у него была превосходная память на пространственную информацию, в частности он прекрасно запоминал местоположения и дороги (Farab, Hammond, Levine & Calvanio, 1988). Другая больная, ЛЭ, имела мозговые нарушения в результате красной волчанки. У нее тоже сохранилась прекрасная пространственная память, и она прекрасно ездила по незнакомой дороге между своим домом и лабораторией, где тестировались ее когнитивные навыки.
Однако у нее были нарушения зрительной памяти, сочетавшиеся с сильно ухудшившейся способностью извлекать из памяти нужную информацию (Wilson, Baddeley & Young, 1999). Будучи талантливым скульптором, она обнаружила, что утратила способность к визуализации. Она не могла вспомнить, как выглядели ее ранние скульптуры, а ее стиль разительно изменился (блок 2.4).