Основы психологии.
Эффект длины слова
Полагают, что речевая стимуляция непосред-ственно поступает в фонологическое хранилище. Зрительно предъявленные объекты тоже могут «поступать на хранение» через процесс произнесения вслух или про себя их названий, если они поддаются описанию и их можно запомнить, например если это цифры, буквы или объекты, имеющие наименование. Система повторения про себя будет заблокирована, если вас попросят без остановки произносить какое-нибудь «постороннее» слово, например определенный артикль «the»; этот метод носит название артикуляторного подавления.
Произнося вслух артикль «the», вы не можете оживить следы в памяти, повторяя про себя то, что вам нужно запомнить. Это также мешает вам называть про себя визуально предъявляемые объекты, такие, например, как буквы, что мешает их регистрации в долговременном хранилище. Поэтому, когда визуальное предъявление объектов сопровождается артикуляторным подавлением, не имеет значения, имеют объекты фонологическое сходство или нет. И похожие, и не похожие друг на друга объекты эквивалентно будут сохранены, но на более низком уровне.
Однако важно заметить, что, даже в условиях артикулярного подавления, люди все же способны запомнить от четырех до пяти цифр, предъявленных зрительно. Этот факт позволяет предположить, что хотя фонологическая петля, как правило, играет важную роль в том, что касается объема памяти на цифры, она не является ее единственной основой. Ниже мы вернемся к этому вопросу. Несмотря на артикуляторное подавление, слуховое предъявление обеспечивает словам прямой доступ в фонологическое хранилище и проявляется эффект сходства.
Эффект длины слова Как мы видели, большинство людей сравнительно легко могут запомнить последовательность из пяти односложных слов, не похожих друг на друга по звучанию. По мере того как длина слова увеличивается, количество правильных ответов уменьшается примерно с 90% для пяти односложных слов до примерно 50% для перечня слов из пяти слогов. Связь между воспроизведением и скоростью артикуляции можно сформулировать следующим образом: люди в состоянии воспроизвести примерно столько слов, сколько они могут произнести за две секунды (Baddeley, Thomson & Buchanan, 1975). Интерпретация этих данных на основании модели фонологической петли не представляет особых трудностей.
Повторение, как и исчезновение следов, происходит в режиме реального времени, в результате чего более длинные слова, на произнесение которых затрачивается больше времени, вызывают более глубокое разрушение следов. Баддли с соавторами объясняют эффект длины слова забыванием во время повторения (Baddeley et al., 1975). Однако другие исследователи показали, что длина слова также вызывает забывание из-за того, что на воспроизведение более длинного слова затрачивается больше времени (Cowan, Day, Saults, Keller, Johnson & Flores, 1992).