Психология развития человека.
Творческие достижения в общественной сфере
Первое место работы или вступление в профессию являются также большим творческим достижением в общественной сфере. Здесь важно признание других, без получения которого невозможно профессиональное и социальное развитие. Как образно пишет Б. Ливехуд, первая должность — это лишь стремя, с помощью которого садятся в седло; только вступив в должность, можно доказать свои способности. Возраст между двадцатью и тридцатью годами сензитивеи для познания себя в различных профессиональных ситуациях, для преодоления жизненных трудностей. Примерно в возрасте 28 лет эта фаза заканчивается, собран достаточный опыт и оформляется представление о возможности роста в определенной профессиональной сфере.
Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение многих лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое, расширить и обогатить свой опыт. Одни молодые люди избегают этого, строя свою деятельность до тех пор, пока не изучат всего; другие, оглядевшись, приспосабливаются и учатся не проявлять инициативы всю оставшуюся жизнь. Такой вариант построения карьеры закрывает возможности индивидуального развития и саморазвития.
На этой стадии развития молодой человек должен стремиться быть творческой личностью в конкретных ситуациях общения, научиться строить свои социальные отношения по-взрослому. Имеется много форм взрослого бытия, каждая из которых предоставляет свои возможности ее освоения; их выбор и реализация составляют индивидуальное многообразие линий развития.
«Стратегия жизни разных людей, — отмечает К. А. Абульханова-Славская, — состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, свою профессиональную перспективу, другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений своей самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем уж выбрать главное направление. Один считает, что надо как можно раньше создать семью, обеспечив свой «тыл», другой — напротив, сохранив личную свободу, сначала утвердить себя, посмотреть мир и т. д. ».
Для студенческой молодежи зависимое положение фазы юности искусственно продлевается более длительными сроками обучения. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием могут занять ответственный пост со всеми его трудностями, надеждами и опасениями, означает более позднее включение в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.
В осуществлении мечты огромную помощь молодому человеку может оказать наставник. Он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель — ребенок» к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения «на равных».