Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Введение в нарративную психотерапию

Экстернализующие беседы

Многие люди , обращающиеся за помощью к психотерапевту , уверены , что проблемы в их жизни - это отражение их глубинной сущности или сущности другого человека , или же природы и сути их взаимоотношений с людьми . Подобное понимание проблем определяет попытки их решения . К сожалению , от некоторых попыток такого рода проблемы только усиливаются , и это заставляет людей еще более упорно верить в то , что проблемы являются отражением определенных « истин », касающихся человеческой природы и характера ( их самих и других людей ), а также « истин » о взаимоотношениях . Короче говоря , люди начинают верить , что проблемы внутренне присущи им самим и другим людям , что они сами или другие люди , по сути , и являются проблемой . А такое убеждение только глубже погружает их в пучину тех сложностей , которые они пытаются разрешить .
Экстернализующие беседы могут обеспечить противоядие такому « интернализующему »( размещающему проблему внутри ) пониманию за счет того , что проблема как бы выводится вовне , превращается во внешний объект . В подобных беседах используются методы « объективации »,« овеществления » проблемы . Это противоречит свойственной нашей культуре практике « овеществления » людей и позволяет людям пережить собственное отличие от проблемы . Получается , что проблема отдельно , а человек отдельно , что проблема - в проблеме , а не в человеке . Сам человек проблемой не является . В контексте экстернализующих бесед проблема перестает отражать « истину » о сущности человека . Внезапно становятся видимыми и доступными возможности успешного решения .

Джеффри

Спускаясь вниз по лестнице из своего кабинета вместе с супружеской парой , только что посетившей терапевтическую сессию , я услышал , что из приемной на первом этаже доносится шум . Администратор нашего центра пыталась успокоить , урезонить кого - то . Шум стих , и я предположил , что вызвавшие его сложности разрешены и все теперь в порядке . Супружеская пара записалась на следующий раз , а я заглянул в свое расписание - с кем у меня сейчас будет консультация ? Должна была быть встреча с семьей - Бет , Эндрю и их сыном Джеффри . Они пришли к нам в первый раз , и я прошел в приемную ... но там никого не было .
Тут я услышал , что на улице кто - то кричит , и решил выяснить , в чем же дело . Когда я уже стоял на пороге , меня чуть не сбила с ног женщина , бежавшая навстречу . « Простите , простите ! - выкрикнула она . - Это вы Майкл Уайт ? » Я на секунду усомнился , стоит ли действительно признавать , что я Майкл Уайт , - кто же знает , каковы будут последствия ? .. Но потом все - таки сказал , что это я . Женщина , пытаясь отдышаться , объяснила , что ее сын , Джеффри , убежал вниз по улице , утащив из нашей приемной лошадку - качалку . Джеффри откуда - то знал , что эта улица ведет к ипподрому , и , естественно , хотел попробовать лошадку в деле . Бет , Эндрю и наша администратор побежали за ним , пытаясь убедить его , что сейчас не самое лучшее время , чтобы отправляться на такое приключение . Ситуация переросла в чемпионат по вольной борьбе , но Бет успокоила меня , что все уже под контролем и весь отряд скоро вернется обратно в центр .

И действительно , вскоре мы все уселись в моей комнате для консультаций . Бет и Эндрю сидели в креслах , а Джеффри на лошадке - качалке , у которой таинственным образом отросла дополнительная пара ног и развилась близорукость - лошадка врезалась во все , во что только можно было врезаться в этой комнате . Это показалось мне любопытным , но я сумел переключить внимание на Эндрю и Бет , чтобы расспросить их о цели визита . Я задал вопрос - и тут Эндрю прыгнул ко мне ! Вначале мне показалось , что он прыгнул на меня , но промахнулся ... Я подумал : возможно , он тоже немного близорук ? .. К счастью , оказалось , что Эндрю вовсе не желал мне зла ; напротив , он спас меня от флип - чарта , падавшего из - за спинки моего кресла . Я был немного ошарашен , но тем не менее благодарен Эндрю за усилия . Через несколько минут Эндрю и Бет сумели установить в комнате некое подобие порядка , и я решил воспользоваться этой возможностью , чтобы еще раз спросить , в чем же , собственно , состоял повод их визита .

Эндрю : Ну , я думал , что вы быстро об этом догадаетесь .
Майкл : Не близорукость ?
Эндрю : Что ?
М. : Ничего - ничего . Мне кажется , вы лучше сформулируете , что вас сюда привело .
Эндрю : Хорошо . Я думаю , вы догадались , что у нас большие сложности с Джеффри . У него СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности . Это уже подтверждено двумя педиатрами и одним школьным психологом .
Бет : Это было практически в течение всей жизни Джеффри , и мы до последнего времени вообще не знали , с чем имеем дело . Мы только сейчас начинаем узнавать больше про СДВГ .
М. : Значит , диагноз поставлен недавно ?
Бет : Мы точно знаем уже с начала этого года , то есть восемь или девять месяцев . Но мы уже давно подозревали .
М. : И каково вам было узнать , что у вашего сына такой диагноз ?
Бет : Такое облегчение , правда , Эндрю ?
Эндрю : Да, мы оба испытываем облегчение : по крайней мере мы знаем , как это назвать .
М. : Хорошо . А в чем вы видите мою задачу ?
Эндрю : Ну , мы недавно ходили к одному педиатру по поводу проблем , связанных с лекарствами , которые Джеффри принимает , и педиатр посоветовал нам обратиться к вам . Он сказал , что вы видели много таких детей , как Джеффри , и что вы , возможно , сумеете что - то предложить .
М. : А что вас беспокоит по поводу приема лекарств ?
Бет : Нам , конечно , от лекарств легче , и окружающим легче , но характер Джеффри изменился ... и мы оба обеспокоены этим , правда , Эндрю ?
Эндрю : Да . Мы беспокоимся о том , что мы что - то теряем , упускаем , так что мы немножко притормозили сейчас с приемом лекарств . А еще мы чувствуем , что еще не все возможности проверили . Вот поэтому мы здесь .
М. : А Джеффри знает , что у него СДВГ ?
Бет : Да . Мы ему рассказываем все , что знаем сами . Мы думаем , ему важно это знать , потому что это же его жизнь .
М. : Но вы говорите , что чувствуете , что еще не все возможности опробовали и использовали ...
Эндрю : Мы много чего попробовали , в частности , так называемые поведенческие методы . Мы пришли к вам , потому что надеемся , что есть что - то еще .
Бет : И возможно , вы сможете достучаться до Джеффри ...
М. : Я понял .

Джеффри в этот момент оказался у меня под креслом . Он подпрыгивал под ним и спиной пихал сиденье , изображая лошадь на родео . Меня беспокоило , что он мог повредить себе спину , да и моя собственная позиция в этом сценарии была несколько неустойчива ... Поэтому я отвлекся на некоторое время от разговора с Бет и Эндрю , чтобы убедить Джеффри превратиться в верблюда . Я надеялся , что это будет всем удобнее и безопаснее . По ходу дела я спросил у Джеффри , правда ли , что у него СДВГ . Он не ответил на этот вопрос , но хотел узнать больше о том , что ему делать , если он превратится в верблюда . В этот момент Эндрю спросил : « Ну, и что же мы будем делать ? »

М. , поворачиваясь к Бет и Эндрю : Прямо сейчас я не знаю , что можно сделать .
Эндрю : Что бы мы могли еще рассказать вам , что было бы полезно ? Что бы вы еще хотели знать ? Нам нужно найти способ как - то справиться с этим , и мы слышали о том , что вы видели много таких детей , как Джеффри .
М. : Для начала мне было бы полезно узнать , что за вид СДВГ у Джеффри , какая именно форма .
Бет : Какая форма СДВГ ? Вы имеете в виду , что их много ?
М. : Да, их много , и пока мы не выясним , какая именно форма СДВГ у Джеффри , мы почти ничего не сможем сделать . Будем , как говорится , облаивать не то дерево ...
Бет , поворачиваясь к Эндрю , с возмущенным видом : Они нам этого никогда не говорили ! Ни разу никто ничего подобного нам не сказал !
Эндрю : Ну может быть , нам Майкл скажет ?
М. : Я диагнозов не ставлю , это не моя специализация .
Эндрю : Но вы , наверное , много такого видели , и вы можете ...
М. : Да, я видел много детей , которым был поставлен диагноз СДВГ . Но моя работа с ними не заключалась в том , что я ставил им этот диагноз .
Эндрю : Вы серьезно ? Нет , вы серьезно , точно ? Поворачиваясь к Бет : Что же нам делать дальше ?
М. : У меня , однако , есть идея , каким образом мы можем обнаружить , какая форма СДВГ создает вам такие сложности .
Бет , с выражением на лице « о , вот это уже интереснее ! »: Да, давайте послушаем .
М. , поворачиваясь к Джеффри , который только что вывалил на пол карандаши из коробки : Джеффри , что у тебя за СДВГ ?
Джеффри пожимает плечами .
М. : Хорошо , Джеффри , скажи мне только одну вещь : какого твой СДВГ цвета ?
Джеффри , несколько ошарашенный , поворачивается к родителям . Оба родителя пожимают плечами . Джеффри поворачивается обратно ко мне .
Джеффри : Не знаю .
М. : Угу . Я так и думал ! Теперь я знаю , почему СДВГ Джеффри свободен носиться везде и все крушить ! Как может Джеффри что - то сделать с ним , если он даже не знает , как выглядит его СДВГ ? Джеффри , как ты можешь помешать СДВГ , когда он что - то замышляет ?

Джеффри смотрит на меня с озадаченным видом . Эндрю и Бет обмениваются взглядами , в которых отражается молчаливый вопрос : туда ли они пришли за консультацией ? После этого Бет пожимает плечами , будто говоря : « Ну ладно , мы уже здесь , давай подыграем , что ли , - узнаем , куда это все движется ».

М. : На самом деле , я думаю , кое - что я узнаю . Мне это уже знакомо . Да, я думаю , что я знаю , какой у Джеффри СДВГ . Я уверен , что уже видел его раньше .
Эндрю : Хорошо , хорошо . Это воодушевляет . И что же это ?
Джеффри смотрит выжидающе .
М. : Джеффри , у тебя есть младший брат , правда ?
Джеффри кивает .
М. : Как его зовут ?
Джеффри : Кристиан .
М. : Я не знаком с твоим братом Кристианом , но у твоего СДВГ тоже есть брат ... И вот с ним я знаком . А ты хочешь с ним познакомиться ?
Джеффри : Расскажи , расскажи .
М. : Ты знаешь , что такое близнецы ?
Джеффри : Да .
М. : Ну , вот я думаю , что у твоего СДВГ есть близнец , и с ним я знаком . Да, я встретился и познакомился с ним прямо здесь , в этой комнате , несколько недель тому назад . Этот близнец делал все то же самое , что и твой СДВГ . Те же самые уловки : он во все врезался , переворачивал флип - чарт , играл в то , что он лошадь , и все везде разбрасывал . Вот так я и узнал , что у тебя за СДВГ . Я уже видел это раньше .

Джеффри уже явно вовлечен в процесс . Бет и Эндрю оба улыбаются , видно , что испытывают облегчение , кивают : « Давай , Майкл , продолжай ».

М. : Хочешь увидеть портрет близнеца твоего СДВГ ?
Джеффри , потеряв дар речи , только кивает .
М. : Хорошо . Я общался с мальчиком , его имя было немножко похоже на твое . Его звали Джерри . И у Джерри был такой СДВГ , который всех огорчал и все превращал в помойку . Джерри тоже не знал , как выглядел его СДВГ , поэтому ничего не мог с ним сделать , и СДВГ творил что хотел . В любом случае однажды Джерри решил выяснить , как выглядит СДВГ , и нарисовать его . И знаешь , что он сделал ? ..
Джеффри : Что ?
М. : Джерри пришла в голову замечательная идея ! Он разбудил себя посреди ночи и как следует рассмотрел СДВГ . СДВГ валялся на диване , задрав ноги , и покуривал сигаретку , фантазируя , чем бы еще насолить Джерри . СДВГ ждал , когда же Джерри проснется , чтобы можно было над ним поиздеваться . В любом случае , пока этот СДВГ не успел впрыгнуть обратно в него , Джерри своим разумом его сфотографировал и на следующее утро нарисовал . Я могу показать тебе , как выглядит СДВГ Джерри , потому что он сделал копию рисунка и для меня . Подожди , я схожу и принесу .
Джеффри , с широко открытыми глазами : Покажи - покажи - покажи !
Бет : Подожди , подожди , Майклу надо сходить и взять этот рисунок .
Майкл выходит из комнаты для консультаций , идет в своей кабинет и приносит большой рисунок СДВГ Джерри , который выглядит просто потрясающе .
М. : Ну - ка , давай посмотрим .
Джеффри хватает рисунок .
М. : Осторожно, осторожно , держи крепче ! Кто знает , что здесь будет , если и этот СДВГ вырвется на свободу ... Если и твой СДВГ , и СДВГ Джерри будут носиться здесь вдвоем , споются друг с другом , кто знает , что произойдет с этим зданием ? Вообще со всем районом ?
Эндрю : Нам всем придется отсюда быстро удирать .
Бет : Так что держи покрепче , Джеффри . Давай я помогу .
Джеффри крепко держит рисунок и внимательно его рассматривает .
М. : Однако , Джеффри , я не уверен , что твой СДВГ - точно такой же , что твой СДВГ - близнец вот этого . А нам нужно точно это знать , если мы соберемся что - то с ним делать .
Бет : А как мы можем это выяснить ?
Джеффри , с энтузиазмом : Да, да , как мы можем выяснить ?
М. : Я не знаю . Я собирался спросить об этом тебя , твоих маму и папу .

Эндрю и Бет взяли руководящую роль и стали придумывать , что же можно сделать , чтобы подтвердить , что эти два СДВГ - близнецы . Хотя Джеффри раз за разом абсолютно отвергал эти предложения , меня лично некоторые из них сильно увлекли . Я попросил разрешения записать их , чтобы потом использовать в своей работе с другими семьями . И внезапно Джеффри в голову пришла его собственная идея .

Джеффри : Я знаю , я знаю !
М. : Что ?
Джеффри : Я себя разбужу посреди ночи и сфотографирую СВГ , пока он в меня обратно не впрыгнул ! Так я и сделаю !
К этому моменту я уже обнаружил , что Джеффри всегда пропускал букву Д в этом описании . У него был и не СДВГ вообще , а СВГ .
Бет : Отличная идея , Джеффри . Тогда ты сможешь нарисовать рисунок утром и принести сюда , пусть Майкл посмотрит .
Эндрю : Да, отличная идея . Когда ты это сделаешь ?
Джеффри : Сегодня ! Проснусь внезапно и сфотографирую СВГ . СВГ быстрый , да , но это не важно - я буду быстрее !
М. : Отличный план !
Эндрю : А мы чем можем помочь ? Стоит ли нам напомнить Джеффри об этом плане перед тем , как он пойдет спать сегодня вечером ?
М. : Я бы посоветовал ничего не говорить и не упоминать об этом , потому что СВГ может услышать и попытается Джеффри перехитрить . Мы же не хотим предупреждать СВГ о планах , которые есть у Джеффри ? Они , эти СВГи , хитрые , правда , Джеффри ?
Джеффри : А то !
Эндрю : Ну , это уже легче ... То есть вы имеете в виду , что мы можем просто сидеть и ...
М. : Вот что вы можете сделать . За завтраком вы и Бет можете просто сказать Джеффри : « Ну что , сделал ? » Если Джеффри скажет : « Да », - надо это как - то отметить , отпраздновать и помочь ему нарисовать СВГ . Если он спросит : « Что сделал ? », вы можете не обращать внимания и сказать ему : « Ничего - ничего ». И так можно поступать каждое утро , пока Джеффри не выполнит свой план .
Эндрю : Это просто .
М. : Ну , не очень , потому что хорошо было бы , если бы вы и Бет делали это слаженно . Вы можете даже потренироваться , пока вы здесь , пока еще не ушли .
Бет и Эндрю смеются .

Три недели спустя мы встретились снова , на этот раз при совсем иных обстоятельствах . В приемной было тихо , и я подумал , не опаздывает ли семья на назначенную встречу . Но нет . Джеффри , Эндрю и Бет были на месте , и все смотрели на меня выжидательно . Джеффри что - то держал за спиной , и оно там бумажно похрустывало и шуршало . Мы поднялись на второй этаж , в комнату для консультаций . Джеффри шел немного позади . Бет , Эндрю и я уселись , и только после этого Джеффри вошел . К моему ужасу , внезапно в дверях появился отвратительнейший , ужасный СВГ , который поначалу , казалось , был на свободе .

М. , выскакивая из кресла , потрясенно : Что это ? ! Спасите ! Помогите ! У меня в комнате СВГ !
Бет : Нет , только не это ! Джеффри , на помощь !
Джеффри , внезапно появляясь из - за своего рисунка , с широкой ухмылкой на лице : Облапошил , облапошил !
М. : Уф , какое облегчение . Это ты , Джеффри . Ну, ты меня и напугал ... Держи эту штуку крепче , не выпускай .
Джеффри : Я его держу . Все в порядке , я его держу .

Мы вместе изучили СВГ Джеффри и внимательно сравнили его с СДВГ Джерри . Мы оба поняли , что это действительно близнец СДВГ Джерри , но то , что было у Джеффри - мутировавший вариант . « Ниндзя - мутант ». Поэтому с ним было сложнее справляться . В это время Джеффри был очень оживлен и рассказывал о том , какие хулиганские выходки задумывал его СВГ и каким образом Джеффри удалось вмешаться , чтобы всех спасти . Это дало мне возможность задавать вопросы о некоторых последствиях жизнедеятельности СВГ .

М. : Ну теперь , когда мы знаем , что же это за СВГ , давай подумаем , что он делал с твоей жизнью ... С чего следует начать ?
Бет : С чего начать - это хороший вопрос , столько всего рассказать можно ! СВГ много всякого делал с нашей жизнью .
Эндрю : СВГ мешал Джеффри в школе , подначивал его , и у Джеффри было много разных проблем . СВГ создавал тебе проблемы в школе , правда , Джеффри ?
Джеффри , очень занятый рисованием еще одного портрета своего СВГ : А то !
Эндрю : Из - за СВГ у твоих учителей голова болела , правда , Джеффри ?
Джеффри : Ага !
Бет : СВГ еще портил отношения с другими ребятами и втягивал Джеффри в драки , правда , Джеффри ?
Джеффри : А то !
М. : Каким образом он портил тебе отношения с другими ребятами , Джеффри ?
Джеффри : Ну , они хотят , чтобы я ушел и к ним не лез , был сам по себе .
М. : А что про твоих маму и папу , Джеффри ? Встревает ли СВГ между тобой и мамой с папой ? Создает ли он вам проблемы ?
Джеффри : Еще как !
М. : А какие проблемы ?
Джеффри : У тебя от него тоже голова болит , правда , мама ?
Бет : Да, точно . А еще я от него устаю .
М. : А про папу что ?
Джеффри : Из - за него папа вредничает . Правда , папа ?
Эндрю : Это верно . И я не то чтобы доволен собой из - за этого .
М. : СВГ портит отношения Джеффри с его учителями , с другими ребятами и с вами обоими . Что это говорит вам про СВГ ?
Эндрю : Может , он подлый ?
М. : Джеффри , как ты думаешь , папа прав ? СВГ подлый ?
Джеффри : Ага, да , подлый . А еще он хулиган и безобразник .
М. : Ты говорил мне , что СВГ хитрый . Расскажи мне больше про его хитрости .

Последовало обсуждение тактик и стратегий , которые использует СВГ , и они были описаны в терминах , понятных и близких Джеффри . Некоторые из последствий этих тактик и стратегий были описаны более детально . В результате возникло основание для подробного рассмотрения планов СВГ на будущее Джеффри . После этого я спросил Джеффри и его родителей , какова их позиция в отношении последствий действий СВГ и его планов на жизнь Джеффри .

М. : Я теперь яснее понимаю , что замышляет СВГ . Он портит отношения между Джеффри , мамой и папой , между Джеффри и другими ребятами , между Джеффри и его учителями . Я теперь знаю , как из - за СВГ Джеффри чувствовал « щекотку в животе », и что СВГ расстраивает маму и папу Джеффри . Еще мне стало понятнее , какие есть виды и планы у СВГ на будущее Джеффри . СВГ хочет быть единственным другом Джеффри , единственным товарищем по играм , чтобы Джеффри принадлежал только ему .
Эндрю : Это первый раз , когда мы перечислили все сложности , которые СВГ нам создавал ...
Бет : Правда же , это первый раз , когда мы сумели как следует рассмотреть , что затевает СВГ ?
Джеффри : Да !
М. : Ну и как вам это все ? Я имею в виду , вы согласны с тем , что затевает СВГ ?
Бет : Ни в коей мере ! Меня это совершенно не радует .
Эндрю : И меня тоже . Мы хотим нашу семью у СВГ отобрать , правда , Джеффри ?
Джеффри : Да, мы же хотим семью . Правда , папа ?
М. : А что насчет тех планов , которые есть у СВГ на будущее Джеффри , как насчет намерения СВГ стать его единственным другом и товарищем по играм ? Джеффри , ты согласен следовать этим планам ?
Джеффри : Нет , ни за что .
Бет : Из - за этих планов Джеффри может стать очень несчастным , а он же этого не хочет , правда , Джеффри ?
Джеффри : Конечно , не хочу !
М. : Значит , в этой комнате нет никого , кто рад тому , что замышляет СВГ ?
Джеффри : Нет , кое - кто есть .
М. : Кто же это ?
Джеффри : СВГ очень рад тому , что он замышляет !
Джеффри , Бет , Эндрю и я - мы все смеемся .
М : Хорошо . Я так понимаю , что помимо него самого , в этой комнате больше нет никого , кто был бы рад тому , что замышляет СВГ , и никто не хочет подчиняться его планам и подыгрывать ему ?
Бет : Это верно .
Джеффри : Никоим образом !
М : Ну , здесь у нас есть согласие . Договорились . Теперь я бы хотел узнать все , что вы можете мне рассказать , чтобы я лучше понял , почему вам не нравится то , что замышляет СВГ , почему планы СВГ на будущее Джеффри вам не по душе .

По мере того как наша беседа продолжалась , я узнал о том , каких отношений хотели бы Джеффри и его родители и что , собственно , портил СВГ , к каким отношениям с другими детьми и учителями стремился Джеффри . Я узнал также о некоторых планах самого Джеффри на свое будущее , и они совсем не совпадали с тем , о чем мечтал СВГ . В ходе этого разговора Эндрю и Бет отметили , что впервые услышали , как Джеффри формулирует идеи о том , чего бы ему хотелось в жизни .

К концу этой встречи мы были увлечены разговором о том , какого рода инициативы могут быть доступны Джеффри и его родителям , чтобы перехитрить СВГ . Это были инициативы , соответствовавшие намерениям , обозначенным ими при пересмотре неудовлетворенности влиянием СВГ . Джеффри внес семь предложений и заявил , что намерен поставить СВГ на место . Он хотел , чтобы СВГ оставался его особым другом , но не желал отступать и позволять СВГ управлять его жизнью .
На третьей встрече я узнал , что Джеффри достиг определенного успеха , реализуя две из предложенных им инициатив . Я расспросил семью про эти инициативы , а также про знания и умения , которые продемонстрировал Джеффри , и они стали более видимыми для всех . Джеффри , очевидно , гордился тем , что его знания и умения были признаны , а также тем , каким образом он их применил , чтобы реализовать свои планы на собственную жизнь . Бет и Эндрю способствовали реализации инициатив тем , что создавали для них благоприятные условия . Они также вполне успешно следовали собственным предложениям о дальнейшем развитии отношений друг с другом и с Джеффри .
Я встречался с этой семьей еще шесть раз на протяжении трех месяцев , и за этот период Джеффри и его родители существенно развили способность предотвращать вредоносные последствия деятельности СВГ . Они также стали больше действовать в соответствии с тем , что было для них важно . Бет и Эндрю встретились с учительницей начальной школы , где учился Джеффри , объяснили ей свой новый подход к СВГ , и она помогла создать благоприятные условия для того , чтобы этот подход имел успех и в условиях школы .
Позже я позвонил им , чтобы спросить , как дела , и узнал , что все идет по плану . Хотя иногда СВГ « устраивал дискотеку », однако Джеффри гораздо лучше удавалось откликаться на усилия родителей , направленные на то , чтобы помочь ему пережить кризисы . Он научился лучше предсказывать последствия собственных действий , стал успешнее ладить с другими детьми . По словам учительницы , Джеффри удается лучше сосредотачиваться на занятиях и он больше готов сотрудничать с другими детьми и с учителями в классе .

Майкл Уайт

© Уайт М . Карты нарративной практики : введение в нарративную терапию . - М. : Генезис , 2010

Источник - http://www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2268

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум