Психоанализ о бессознательном
- Невроз и бессознательное
Несколько лет назад меня позвали осмотреть молодую девушку, которая страдала от сильной рвоты. Я осмотрел пациентку, но не обнаружил никаких физиологических причин. Поскольку меня заинтересовало ее психическое состояние, я спросил ее, не расстроилась ли она из-за того, что произошло что-нибудь необычное, но получил отрицательный ответ. Однако я продолжал задавать этот вопрос и узнал, что несколько часов назад она гуляла по лесу со знакомым мне пожилым человеком. Поскольку я знал этого человека, у меня немедленно возникла мысль о том, что могло произойти в лесу, и я поделился своей догадкой с пациенткой. Она была изумлена и спросила, как же я мог узнать «об этом». В конце концов она признала, что у нее был сексуальный опыт. Она свободно рассказала мне об этом, и ее рвота прекратилась. Она внезапно снова хорошо себя почувствовала и пошла завтракать.
Вышеприведенный пример ни в коем случае нельзя считать психоанализом, это просто исследование, продиктованное моим психоаналитическим подходом. Моя догадка вызвала воспоминание о сексуальном нападении, которому подверглась эта девушка. До этого момента на не осознавала, что существует связь между этим событием и ее рвотой. Это дошло до ее сознания, лишь когда я указал ей на эту связь.
Тут мы сталкиваемся лицом к лицу с важнейшим утверждением психоанализа: психическое явление, вызывающее болезнь, является бессознательным.
Для начала попытаемся понять, какую роль бессознательное играет в неврозе. На примере вышеприведенного случая можно отметить, что сильный эмоциональный опыт, крайне неприятный для пациентки, в этот момент оказывается забытым, а его место занимает симптом - рвота. Таким образом симптом является заместителем важного опыта, который становится бессознательным. Важное событие, произошедшие в жизни пациента, выпадает у него из памяти. Подобные провалы в памяти мы встречаем у всех невротических пациентов. Они называются амнезией и простираются глубоко в раннее детство. С другой стороны, у некоторых пациентов бывают странные, разрозненные воспоминания, всплывающие тут и там. Вначале мы не знаем, почему эти разрозненные, явно бессмысленные воспоминания не были забыты. Однако в процессе анализа мы обнаруживаем, что за ними скрываются важные бессознательные переживания. Именно из-за этого Фрейд назвал их «заслоняющими воспоминаниями». Следующий пример поможет нам понять,что это значит:
В начале анализа пациентка рассказала мне о странной игре, в которую она играла, когда ей было пять или шесть лет. Примерно в это время родилась ее сестра. Когда пациентка была уверена, что ее никто не видит, она приподнимала ребенка в коляске до тех пор, пока головка не показывалась из-за занавесок (в те дни на коляску вешали занавески, чтобы защитить младенца от солнца); затем она отпускала сестренку и позволяла ей упасть обратно в коляску. Она постоянно без устали повторяла эту игру. Многие месяцы это воспоминание не было задействовано в ходе анализа; оно оставалось необъясненным. Однако, постепенно появились и другие воспоминания, связанные с этим. Сначала пациентка вспомнила день, когда родилась ее сестра. Об этом событии ей сообщил дядя. Когда она спросила его о деталях рождения, он кратко объяснил, что ребенка принес аист. Она не поверила и стала расспрашивать, как аист попал в комнату. Дядя ответил: через окно. Ее замечание о том, что окно был закрыто, осталось без ответа. Тогда она решила загадку по-своему: аист влетел в комнату, когда окно было открыто, спрятался за занавесками и, когда мать осталась одна, выскочил оттуда. Таким образом, когда она поднимала свою сестренку в коляске до тех пор, пока ее голова не показывалась из-за занавесок, они разыгрывала сцену рождения своей сестры (по представлениям пятилетней девочки).
Но что означает вторая часть игры - сестренка, исчезающая в глубине коляски? Рождение младшего брата или сестры часто имеет травматический эффект. Обычно ребенок пытается преодолеть травму с помощью фантазий. Так произошло и в случае с этой пациенткой. Однако и ее игре присутствовало не только рождение. Мы знаем, что рождение младшего брата или сестры пробуждает и ревность и ненависть. Если травма преодолевается с помощью фантазий, то ненависть и желание смерти нового брата или сестры также находят разрядку в фантазиях. Рождение сестры совсем не понравилось пациентке; она хотела, чтобы ее снова не стало. Еще раньше, в возрасте двух с половиной лет, у нее был неприятный опыт рождения брата. Тогда она была так зла на захватчика, что ударила его палкой. Матери и няне приходилось охранять младенца, чтобы защитить его от ее гнева. (Даже теперь, в возрасте тридцати пяти лет. она не преодолела ненависть к младшему брату и младшей сестре.) Исчезновение сестренки за занавесками детской коляски символизирует се желание, чтобы ребенок исчез, также, как раньше она хотела убить своего брата.