Психоанализ о психическом развитии. Всемогущество и самоуважение
Примитивное эго, в противоположность более дифференцированному эго, считается слабым по отношению к инстинктам и внешнему миру. Но психологическое отделение эго от внешнего мира еще неполное, и эго чувствует всемогущество через включение внешнего мира или его частей внутрь себя. Ференци говорит о безграничном могуществе, которое сохраняется до тех пор, пока отсутствует представление о существовании объектов. Всемогущество начинает ограничиваться при переживании возбуждения, которым нельзя овладеть, вызывающим неупорядоченную двигательную разрядку. Когда движения трактуются окружающими как сигнал к перемене ситуации, ребенок воспринимает такую очередность событий в качестве «всемогущества движений».
Отделение эго от внешнего мира не происходит внезапно, это постепенный процесс. Это также гетерогенный процесс, поскольку столкновение формирующегося эго с реальностью и собственным телом случается в связи с разнообразными нуждами. Поэтому в ходе развития эго имеет многочисленные «ядра». Конечное эго возникает в результате синтетической интеграции этих ядер, в состоянии же регрессии наблюдается расщепление эго на исходные ядра. Всегда остаются следы изначального безобъектного состояния или, по крайней мере, устремление к нему («океаническому чувству»). Интроекция представляет собой попытку заставить части внешнего мира влиться в эго. Проекция — попытка аннулировать отделение эго от не эго противоположным образом, перенося неприятные ощущения во внешний мир. Существует период развития, который Фрейд назвал стадией «рафинированно приятного эго», когда все неприятное считается не эго, а все приятное приписывается эго. Самый примитивный способ избавления от боли состоит в ее «галлюцинаторном устранении», такой способ при столкновении с реальностью быстро оказывается несостоятельным. Тогда молодой организм пытается приписать приятные побуждения эго, а неприятные — не эго. В дальнейшей жизни следы этой фазы наблюдаются у тех, кто, не сомневаясь, любые приятные ощущения рассматривает как «собственные», а за болезненные ощущения упрекает органы, как бы ему не принадлежащие. Вообще от переходных стадий сохраняются многие следы. Например, дети, играющие в прятки, закрывают глаза и верят, что их нельзя обнаружить. Иллюстрацией служит основанная на смешении эго и не эго анимистическая картипа мира, своего рода идентификация наоборот: внешний мир наделяется свойствами эго.
Когда ребенок вынужден в силу приобретенного опыта отказаться от веры в собственное всемогущество, он приписывает всемогущество взрослым, которые теперь рассматриваются в качестве независимых объектов, и пытается посредством интроекции соучаствовать в их возможностях. Нарциссическое благополучие характеризуется тем, что переживается как воссоединение с всемогущей силой во внешнем мире, либо путем инкорпорации частей этого мира, либо фантазированием о собственной поглощенности миром («вторичный нарциссизм»). Религиозный экстаз, патриотизм и сходные чувства характеризуются участием эго в чем-то непостижимо высоком. Многие социальные феномены основываются на обещаниях сильных мира сего бессильным людям желанной сопричастности при условии соблюдения определенных правил. Индивидуальный опыт всемогущества порождает наиболее значимую потребность человека. Устремление к океаническим переживаниям периода первичного нарциссизма можно назвать «нарциссической потребностью». Самоуважение — это осознание индивидом того, насколько он близок к исходному всемогуществу.
Примитивные методы регуляции самоуважения исходят из факта, что первое устремление к объектам мотивируется желанием избавиться от дискомфорта, а удовлетворение, полученное с помощью объекта, восстанавливает нарциссическое состояние и делает ненужным сам объект. Желания вернуть всемогущество и избавиться от инстинктивного напряжения еще не разделяются. Если достигается успех в избавлении от неприятных побуждений, то самоуважение снова восстанавливается. Первое удовлетворение, полученное от внешнего мира, обеспечение питанием, одновременно первый регулятор самоуважения.
Тенденция соучаствовать во всемогуществе взрослых возникает вслед за отказом от собственного всемогущества, дифференцируясь из желания удовлетворять голод. Тогда обретение любви могущественного взрослого имеет тот же эффект, что и получение младенцем молока. Младенец утрачивает самоуважение, когда теряет любовь, и обретает самоуважение, когда восстанавливает любовь. В этом залог способности детей к обучению. Они нуждаются в любви настолько сильно, что готовы отказаться от других удовольствий, если в награду обещана любовь или эти удовольствия угрожают утратой любви. Обещание удовлетворить нарциссические нужды при условии послушания и угроза лишить любовных ресурсов, если определенные условия не будут соблюдаться, эффективное оружие любого авторитета.
Позже нарциссические и сексуальные потребности дифференцируются: сексуальные потребности возникают в отношении к объектам, нарциссические в большей мере в отношениях между эго и суперэго. Любое чувство вины снижает самоуважение; любое осуществление идеалов повышает самоуважение. Но поскольку при психическом развитии в глубинах нового сохраняется старое и примитивное, отношение к объектам частично управляется нуждами самоуважения. Лучше всего данный феномен изучать у тех, кто фиксирован на этой стадии. Они нуждаются в нарциссическом удовлетворении извне, чтобы поддержать самоуважение. Среди таких людей имеются многие типажи. Агрессивные типы стремятся силой получить необходимое, «удерживаемое злодеями из внешнего мира»; существуют и те, кто пытается избежать насилия и добивается «подпитки» путем покорности и демонстрации страданий. Многие стремятся сочетать оба способа. Тот факт, что эротические и нарциссические потребности вынуждают ребенка просить любви, и императивный характер этого желания позволяют говорить о пассивно-объектной природе любви у маленьких детей. Ребенок хочет получать блага от объекта, ничего не давая взамен, объект для него еще не личность, а только инструмент, обеспечивающий удовлетворение. Стадия первичного нарциссизма, в которой испытывается всемогущество и не встает проблема «овладения», сменяется периодом пассивно-рецептивного овладения миром (приспособления), когда трудности преодолеваются с помощью сильных внешних объектов, предоставляющих необходимое.
Если в последующем активное приспособление терпит неудачу или не позволяет надеяться на успех, возникает соблазн вернуться к пассивно-рецептивному «господству».