Психоанализ о бессознательном. Бессознательное: история понятия
Понятие бессознательного до Фрейда
Признание гипотезы динамического бессознательного служит основным критерием отличия глубинной психологии, и в частности психоанализа, от других направлений психологии. История появления этого понятия прослеживается скорее в контексте литературы и философии, чем в контексте психологии. Решающую роль в процессе развития понятия бессознательного сыграли противоречия между просветительской философией и романтизмом вкупе с философией жизни. Философская мысль эпохи Просвещения, ознаменовавшейся стремлением положить прочный фундамент в основу человеческого познания, была сосредоточена на сознательной сфере. В связи с этим декларировалась возможность вычленения путем саморефлексии ясных и четких представлений из хаоса смутных догадок. Создавая понятия просвещенного самосознания или сознательного творчества человеческого «я», эта доктрина, провозгласившая сознание светочем разума, попутно наводила на мысль о загадочном происхождении самосознания, о предшествующем ему предсознательном состоянии, которое Шеллинг назвал «бессознательным проявлением», а Фихте трактовал с помощью термина «влечение».
В связи с этим возникла необходимость рассмотрения оборотной стороны сознательного «я» и постижения загадки его происхождения из состояния отсутствия «я» или состояния влечения (в его природной, телесной и душевной ипостасях). Представители романтизма взялись за решение этой проблемы. Ключевым понятием и определением основной области исследования стал термин «бессознательное», введенный Карусом, благодаря дополнительному расчленению представления о сознательном на два составляющих элемента: сознательную и бессознательную сферы. В контексте методики следовало определить тип познания, присущий бессознательному, в частности, бессознательной психике.
Следуя заветам эпохи Просвещения, Гербарт попытался совместить представление о бессознательном с понятием естественной способности просвещенному познанию и разработал своеобразную механику формования представлений, призванную продемонстрировать принципиальную математическую соизмеримость порыва, торможения и вытеснения. К этому же направлению тяготела идея внешней и внутренней психофизики Фехнера. В отличие от них представители «романтизма, среди которых следует особо отметить Каруса, причислили психическую сферу к области сушего, постигаемого при помощи иного способа познания, а именно путем «интуитивного» понимания и толкования сушего, исходя из его целей (телоса).
В этой связи важное значение имел переворот в философии жизни, произведенный Шопенгауэром. Сфера доступного пониманию душевного познания получила название мира представлений и была отделена от своего первоисточника, мира воли. Таким образом, проявление и сущность, поверхность и глубина предстали в виде двух измерений психики. Бессознательная сфера жизни трактуется как воля, внешним проявлением которой является стремление к объектам. В ранних работах Фрейда прослеживается прямая связь с трактовкой бессознательного, представленной Шопенгауэром. Так, при описании невротического конфликта Фрейд именует защиту волей, а либидозное желание — антагонистичной волей.
Бессознательное по Фрейду, Юнгу и Адлеру
Во времена Фрейда идея бессознательного получила повсеместное распространение, чему немало способствовала прежде всего его популяризация в философии Хартмана. Это понятие укоренилось и в психологическом словаре Фехнера, Жане, Дассуара и др. Его эмпирическим обоснованием служил феномен раздвоения сознания в состоянии гипноза, сна, бреда, при галлюцинациях и т. д. Однако благодаря Фрейду это понятие приобрело иное психологическое звучание, поскольку он целенаправленно использовал его для объяснения психических и в особенности невротических расстройств. В ходе проведенного Брейром лечения пациентки Анны О., страдавшей истерией, Фрейд заметил, что в основе ее страданий лежат «реминисценции» травматического происшествия, то есть неведомые и в то же время известные пациентке образы, вызывающие болезненные переживания.
Важное значение для Фрейда имело представление о том, что незнание, обусловленное забвением, может быть связано с функцией структурирования на основе видоизмененного состояния знания. Он постулировал тенденцию к вытеснению, впоследствии сформулировал концепцию зашиты, позволяющей отсекать это знание от сознания. Используя этот Критерий, Фрейд смог установить различие между состояниями, являющимися бессознательными лишь в феноменальном или дескриптивном смысле (например, обычный процесс забывания), и состояниями, которые надлежит отнести к категории бессознательных.
На вопрос о том, следует ли мыслить бессознательное как сферу психики или как психическую функцию, Фрейд попытался ответить уже в 1895 году в своем раннем «Наброске», который сам автор впоследствии не признавал. Он указал на различия между системами восприятия и запечатлевания воспоминаний (подразумевающего память но не воспоминание) и назвал сознание посредником между восприятием и осмыслением реальности. Фрейд отнес бессознательное к сфере запечатлевания воспоминаний, связь которых с сознанием блокирована. Наряду с необходимостью разработки терапевтических приемов, позволяющих проникать в область бессознательного, минуя цензуру защиту или сопротивление,
Фрейд столкнулся с проблемой теоретического обоснования подобного знания. Он попытался ответить на этот вопрос в своих статьях по метапсихологии, определив два основных подхода к осмыслению психики, с помощью которых можно выявить бессознательное знание. Топологическая модель подразумевает разделение психической сферы на различные области. Динамическая модель позволяет судить об энергии и мотивах, которые вступают в конфликт в виде защиты и желания в контексте бессознательного. Наиболее проблематичной представляется экономическая модель, поскольку с ее помощью Фрейд попытался совместить свои представления о психике с естественнонаучными теориями в духе Гербарта и Фехнера. Исходя из предположения о существовании психической энергии, Фрейд попытался объяснить бессознательные конфликты, ссылаясь на доступное количественному измерению изменение степени концентрации энергии на желании, которое сопровождается антагонистичным катексисом защиты.
В целом первая топологическая модель Фрейда представляет собой наглядную иллюстрацию его представлений о бессознательном, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились, поскольку он принял во внимание опасность чересчур буквального восприятия, которую таили в себе субстантивное определение бессознательного и изображение его в виде некой психической области. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.
Основная теоретическая нагрузка была возложена на концепцию эго, поскольку Фрейд отметил, что для характеристики эго в зависимости от функции подходят все эпитеты: сознательная, предсознательная и бессознательная, фрейдовская теория бессознательных психических процессов предстает более наглядно при сравнении с другими концепциями глубинной психологии того времени, в частности, теориями Юнга и Адлера. Юнг подверг критике первоначальную попытку Фрейда поставить знак равенства между бессознательным и вытесненным содержанием, поскольку предполагал, что наряду с вытесненным существует бессознательное содержание, которое никогда не переступает порог сознания.
Принимая это во внимание, Фрейд внес необходимые коррективы и соответствующие дополнения в свою вторую модель. Однако решающее значение имеет, несомненно, то обстоятельство, что Юнг, формулируя свои воззрения, апеллировал к романтической традиции и ссылался непосредственно на концепцию бессознательного, выдвинутую Карусом. По его мнению, речь следует вести не о слепом порыве (трактуемом с точки зрения философии жизни), который, согласно Фрейду, получает психическое выражение в соответствии с законами динамического распределения представлений и энергии, а скорее о душевном фундаменте, который эволюционирует в виде врожденной склонности к осмысленной и целенаправленной деятельности (телос Аристотеля) и именуется самостью.
Если Фрейд допускал возможность осмысления бессознательного ид силами сознательного эго, то Юнг полагал, что бессознательная самость находится в глубинах, не соразмерных с уровнем сознательного эго. Углублению значения бессознательного, предпринятому Юнгом, обратно пропорциональна попытка Адлера ограничить прерогативы бессознательного. По его мнению, ид преследует лишь те цели, к которым эго не может стремиться в виду реальных обстоятельств (то есть общественного мнения), но цепляется за эту фикцию, притязая на власть. Поэтому данные цели преследуются бессознательно, и значит, бессознательное можно приравнять к невротичному.
Критика гипотезы бессознательного
Возражения против гипотезы бессознательного не заставили себя ждать. Сомнения в ее научной обоснованности высказали представители определенных отраслей психологии, прежде всего бихевиоризма, и в том числе гештальтпсихологии. Наиболее категоричную форму бихевиористская критика приобрела в работах Скиннера, который сумел обратить в свою пользу даже то обстоятельство, что Фрейдовская концепция бессознательного подразумевает недоверие к интроспекции, хотя сам отказывался признавать ментальные состояния действенными психическими факторами и советовал руководствоваться при выборе методики изучения психики представлением о том, что она является «черным ящиком». Если функции психики сводятся к схеме «раздражение — реакция», то понятие бессознательной психики теряет всякий смысл. Впрочем, эта гипотеза неоднозначно воспринимается и среди представителей гештальт-психологии. Несмотря на то что, согласно гештальт-психологии, в контексте субъективного мира переживаний важное значение имеет структура «фонового образа», понятие фона можно уподобить скорее понятиям предсознательного или параллельного сознания, чем понятию бессознательного в строгом смысле.
Применительно к объективному физическому миру бессознательными в рамках гештальт-психологии могут считаться, пожалуй, лишь те частоты психического раздражения, которые не поднимаются выше порога восприятия. Впрочем, и эти доступные для измерения частоты (в соответствии с традицией внешней психофизики Фехнера) не могут сформировать бессознательное, поскольку не воспринимаются. И все же в рамках гештальтерапии Перлза сохранилось понятие блокирования чувств, унаследованное от глубинной психологии и позволяюшее судить о недоступных сознанию измерениях психики.
Научно-теоретические аспекты
В ходе научно-теоретической дискуссии мнения участников по поводу понятия бессознательного четко разделились в зависимости от их приверженности к естественнонаучному подходу, рассчитанному на объяснение, в частности к логическому позитивизму и критическому рационализму, или к герменевтическому структуралистскому подходу, рассчитанному на понимание. Поначалу предположение о существовании бессознательных процессов заподозрили в не научности, указывая на то, что оно не подкреплено практическими ссылками на образ действий, доступных для наблюдения, и не подлежит экспериментальной перепроверке.
Наиболее резкой критике подверглась субстантивная формулировка бессознательного, ибо, по мнению критиков, она тяготела к представлению о своеобразном духовном потустороннем мире, в котором вымышленный гомункул управляет душой. И напротив, предположение о существовании процессов, бессознательный характер которых обусловлен тем, что они не были замечены, не вызвало нареканий. Решающее значение имело то обстоятельство, что между наблюдаемым событием и бессознательной характеристикой можно было установить причинно-следственную связь, предусмотренную принципом каузальности. При этом понятие бессознательной характеристики вмешает себя не только физические, но и ментальные состояния, в частности тревожные фантазии. Впрочем, следует отметить, что подобные бессознательные феномены считаются доступными для наблюдения лишь при наличии объективного наблюдателя, который не принимает участия в лечении.
Среди причинно-следственных моделей объяснения бессознательных процессов наибольшее предпочтение отдается функциональным толкованиям, апеллирующим к биологическим процессам, и каузальным телеологическим толкованиям поступков на основании мотивов, которые считаются их причиной. В рамках герменевтической и структуралистской научной теории сведения, полученные объективным наблюдателем, не считаются исходным пунктом реконструкции бессознательного. Решающее значение имеет смысл, который приобретают эти сведения в контексте переживаний субъекта и участливого наблюдателя, поддерживающего с ним коммуникацию. Показателями бессознательных процессов считаются лакуны, забывчивость, упущения, противоречия и бредовые искажения, которые внезапно вклиниваются в связный смысловой контекст и представляются на его фоне бессмысленными. Целью толкования является выявление недостающих или противоречивых мотивов и подтверждение «другого смысла», присущего бессознательному.
При этом одним из показателей правомерности толкования считается реакция анализанда. С точки зрения метапсихологии, бессознательное, истолкованное в этом ключе, реконструируется с учетом смысла поступка и считается латентным намерением. В этом контексте можно использовать оригинальные телеологические объяснения, согласно которым в основе поступка лежат убеждения и намерения индивида, совершающего поступок. Кроме того, бессознательное можно рассматривать как иное измерение языка, претерпевшее сдвиг и сгущение, делая вывод о том, что оно структурировано подобно языку. Этот текст можно расшифровать с помощью лингвистических методов с учетом законов выбора сигнификантов (на парадигматическом Уровне) и их связного построения (на синтагматическом уровне), сформулированных Якобсоном.
В контексте бессознательного Деррида указывает на различие между двумя системами письма, которые относятся к восприятию и запечатлеванию воспоминаний. Вне зависимости от научно-теоретической дискуссии по поводу возможности подтверждения гипотезы бессознательного в последнее время предпринимаются попытки эмпирического обоснования бессознательных процессов путем сопроводительных исследований процесса. Так Ульмская группа попыталась определить корреляцию терапевтических вмешательств, ориентированных на бессознательные конфликты, которые считаются причиной заболевания, и симптоматических изменений. В рамках исследования зашиты от результатов перцепции изучаются процессы, при которых важную роль играет зашита от эмоций с помощью иных эмоций. Таким образом, речь идет о динамическом процессе формирования восприятия, который моделируется под влиянием защитных операций. С целью экспериментального обоснования этих аспектов динамического бессознательного созданы такие методы, как мета-контрастная техника (МСТ) и тест защитных механизмов (ЭМТ).