Системный анализ семейных тайн в психотерапевтической практике 
Статья посвящена семейным тайнам как системным феноменам. Семейная тайна проанализирована как подвергшаяся трансформации основа семейного мифа. Автор приводит универсальные характеристики семейных тайн, примеры их влияния на семейную систему, структуру и содержание терапевтической работы.
Ключевые слова: семейная тайна, семейная система, многоуровневую модель психологического функционирования семьи, гомеостаз, лояльность, психотехнология работы с семейной тайной.
Семья — это узорчатая паутина.
Невозможно тронуть одну ее нить,
не вызвав при этом вибрации всех остальных.
Невозможно понять частицу без понимания целого…Диана Сеттерфилд, «Тринадцатая сказка»Жизнь отдавай, а тайны не выдавай.Народная мудростьВашему вниманию, читатель, предлагается
1-я часть статьи: Введение в проблему семейных тайнСлово «тайна» существует во всех языках мира, а в славянских – почти во всех – имеет один корень. Интересно, что смысловое значение этого слова варьирует от «неразгаданный, скрытый, неявный» до греческого τηΰσιος «обманный, тщетный, напрасный». Родственным также является древнеиндийское «вор». Встречается и такое значение, как «отрицание», «лишение» [5]. Таким образом, проникновение в любую тайну – это сложный процесс, связанный и с разгадыванием, поиском, практически детективной работой, и одновременно с проникновением в зону запретного, тщательно скрываемого, глубоко запрятанного, не предназначенного для чужих глаз.
Изучая семейную историю, психолог зачастую сталкивается с табуированными областями, о которых члены семьи по той или иной причине не хотят или не могут говорить. Сложность заключается в том, что вокруг такой тайны констеллируется много энергии, направленной на ее подавление, отрицание и/или сокрытие для защиты семьи от болезненной и разрушительной реальности.
С такой «областью тьмы» мы можем столкнуться и в индивидуальной, и в супружеской, и в детско-родительской, и в системной семейной терапии.
Именно поэтому в своей работе мы используем многоуровневую модель психологического функционирования семьи, позволяющую эффективно работать с любыми семейными феноменами. Мы выделяем следующие уровни функционирования семейной системы:
• индивидуальный уровень характеризует функционирование отдельного члена семьи как элемента семейной системы;
• микросистемный уровень относится к жизни нуклеарной (ядерной) семьи, включающей в себя родителей и их детей[1];
• макросистемный уровень описывает жизнедеятельность расширенной семьи, состоящей из трех и более поколений[2];
• мегасистемный уровень соответствует функционированию семьи на границе с социальным окружением.
Их учет позволяет обеспечить множественность перспектив при работе с различными проблемами семейных систем, в том числе и с семейными тайнами [4, с. 19—20]. Например, симптоматическое поведение отдельного члена семьи (индивидуальный уровень) может быть обусловлено лояльностью прародителям (макросистемный уровень). Данная модель позволяет анализировать любое поведение как системный феномен. В основе многоуровневой модели лежит холистический принцип, отражающий свойства семьи как единого целого. Данный методологический принцип позволяет психологу свободно передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для данного этапа работы стратегии психотерапевтического вмешательства.
На индивидуальном уровне тайны иногда связаны с тем, что человек когда-то солгал, совершил низкий поступок, кого-то предал, участвовал в социально неодобряемом действии. Однако чаще всего тайны связаны с нарушением «каких-то культурных или нравственных норм, принятых в обществе, религии или личной системе ценностей... Вот некоторые сюжеты тайн: предательство, запретная любовь, недозволенное любопытство, отчаянные поступки, вынужденные действия, безответная любовь, ревность и отвергнутые чувства, месть и ярость, жестокость к себе и другим, предрассудительные страсти, желания и мечты, предрассудительные сексуальные склонности и интересы, нежелательная беременность, злоба и ненависть, случайная смерть или увечье, нарушенные обещания, трусость, потеря самообладания, незавершенное дело, неспособность что-либо сделать, закулисные интриги и махинации, пренебрежение, злоупотребление» [6, с. 365].
На микро- и макросистемном уровнях функционирования семьи осуществляется поддержка тайны, потенциально разрушительной для системы. Супруги могут тщательно оберегать секреты, связанные с их родственниками либо с их актуальными отношениями. При включении нового члена в систему его попытки выяснить семейную тайну пресекаются.
Как нуклеарная, так и расширенная семья может хранить тайны, связанные с психической или соматической болезнью
(первая жена мистера Рочестера в «Джейн Эйр»), предыдущими браками, умершими детьми, неблаговидными поступками и др.
На мегасистемном уровне иногда также принято табуировать значимую для семьи информацию. С одной стороны, семья может хранить запрещенные к распространению сведения о ее членах, способные навредить ее социальному статусу.
С другой стороны, социум также может оберегать свои тайны, важные для жизни семьи. В нашей стране «закрытой» была информация о пропавших без вести на фронте, погибших в лагерях и в сталинских застенках.
В семье из-за страха социального осуждения иногда «забывали» о ком-то из членов семьи, через десятки лет посмертно реабилитированном и тем самым вернувшимся в систему [4].
Продолжение следует...