Предыдущее посещение: Текущее время: 30 май 2025, 08:10




Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Факторы окружающей среды, их масштаб и сложность
СообщениеДобавлено: 16 мар 2010, 18:29 
СуперАдминистратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 фев 2010, 14:29
Сообщения: 480
Откуда: Москва
Предметом настоящего исследования является развитие самых ранних объектных отношений, то есть отношений между ребенком и матерью. Его можно было бы также рассматривать в качестве исследования социальных отношений, если бы только данные отношения фундаментально не отличались от всех остальных, с которыми обычно имеет дело социальная: психология. Можно с полным правом задать вопрос, почему социологи пренебрегли тем фактом, что, наблюдая отношения матери и ребенка, они получили бы возможность обнаружить начало и эволюцию социальных отношений непосредственно in statu nascendi.

Одна из особенностей этих отношений заключается в том, что непосредственно на наших глазах шаг за шагом осуществляется переход от состояния чисто биологической связи, не имеющей никакой социальной нагрузки, к тому, что должно стать первыми социальными отношениями индивида. Мы оказываемся свидетелями преобразования физиологического в психическое и социальное. В биологическом состоянии {in utero) все отношения зародыша остаются чисто паразитическими, но в течение первого года жизни младенец должен пройти стадию психологического симбиоза с матерью, от которой он постепенно перейдет к следующей стадии — стадии развития социальных, то есть иерархических взаимоотношений.
Столь же своеобразным и, пожалуй, уникальным аспектом отношений матери и ребенка является то, что психическая структура матери кардинальным образом отличается от структуры ее ребенка. Отношения между явно неравными партнерами могут быть исключительно асимметричными, и, следовательно, неодинаковым окажется также и вклад каждого из партнеров в их взаимоотношения.

Оставляя в стороне в чем-то похожие отношения человека с прирученным животным (в особенности с домашними любимцами), столь высокий уровень неравенства двух столь близко связанных и взаимозависимых индивидов нельзя больше нигде обнаружить в нашей социальной организации. Я полагаю, что первым социологом, привлекшим внимание к возможностям социологического исследования группы мать - дитя (которой он и дал имя «диада»), был Георг Зиммель (1908). Он подчеркивал, что в этих отношениях можно найти зачатки всех развиваемых впоследствии социальных отношений более высокого уровня. Однако независимо от Зиммеля, тринадцатью годами ранее Фрейд (1895) уже наметил эту линию исследования.

Изучая объектные отношения и их развитие, я проводил четкое разграничение между клиническим подходом к исследованию младенцев и подходом, который применяется к взрослым. Эти различия обусловлены двумя причинами: с одной стороны, структурными факторами, а с другой — окружающей средой. Сразу же бросается в глаза, что рудиментарная структура личности ребенка весьма отличается от зрелой структуры его матери, но обычно мы не сразу обнаруживаем, что и окружающая ребенка среда также полностью отличается от окружающей среды взрослого.

Начнем со структуры личности. Личность взрослого представляет собой четко определенную, иерархически структурированную организацию. Она проявляется в специфических индивидуальных отношениях, особых инициативах, вступающих в ряд циклических взаимодействий с окружающей средой. С младенцем дело обстоит в точности наоборот: хотя к моменту рождения можно уже отчетливо наблюдать индивидуальные различия, по сравнению со взрослым ребенок лишен организованной личности — мы не отмечаем ни личной инициативы, ни взаимодействия с окружающей средой, за исключением чисто физиологического. Иными словами, перед нами организм совершенно особой природы, младенческий организм, о котором мы и будем говорить в дальнейшем.
Второе различие между младенцем и взрослым, различие, касающееся окружающей среды, оказывается еще более впечатляющим, если рассматривать его объективно. Окружение взрослого образовано множеством чрезвычайно разнообразных факторов: разнообразием индивидов, групп и неодушевленных вещей. Эти и многие другие факторы в своей многочисленности и в разных динамических констелляциях, с различной весомостью, длительностью, значимостью, силой и т.д. вступают во взаимодействие с организованной личностью взрослого, оказывая на нее соответствующее влияние.

Для новорожденного окружающая среда сводится, так сказать, к одному-единственному человеку — к матери или лицу, которое ее заменяет. Даже этот единственный человек не воспринимается новорожденным в качестве отличного от него самого существа, он просто-напросто составляет часть совокупности его потребностей и их удовлетворения. Очевидно, на первом году жизни эта ситуация постепенно изменяется. Тем не менее на протяжении всего этого периода нормально развивающийся ребенок и его окружение образуют то, что мы вправе назвать «закрытой системой», состоящей всего из двух компонентов, а именно: из матери и ребенка. Тем самым психиатрическое исследование младенчества предполагает изучение динамической схемы и устройства данной закрытой системы.
Я хотел бы уже сейчас подчеркнуть положение, к которому вернусь позднее: несмотря на все вышесказанное, мир младенца все же целиком включен в реальное окружение. Он переплетается с взаимодействующими ролями и отношениями различных лиц, составляющих семью ребенка или персонал воспитательного учреждения, в котором содержится младенец. Однако этот мир и эти силы передаются ребенку лить человеком, удовлетворяющим его потребности, то есть матерью или няней. Поэтому на следующих страницах мы будем особенно пристально исследовать, с одной стороны, личность матери, а с другой — личность младенца, их взаимодействие и влияние друг на друга.

 
 
Хотите разместить эту статью на своем сайте?


_________________
Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!


Вернуться к началу
Не в сети Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 



Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Реклама

Реклама


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:

 
 
 
 
 
 
Перейти:  
cron
 
 
2006—2015 © PsyStatus.ru