Инфантильная сексуальность, как ее изображает Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности», отличается крайне «аналитической» интерпретацией. Согласно Фрейду, инфантильная сексуальность не является обособленным и единым феноменом, скорее она распадается на многочисленные компоненты, «парциальные влечения», связана с различными «эрогенными зонами» и проходит в своем развитии несколько общих для всех людей «фаз».
«Три очерка по теории сексуальности» состоят из разделов о «сексуальных отклонениях» (перверсиях), «инфантильной сексуальности» и «преобразованиях пубертатного возраста», которые претерпевает сексуальность в период полового созревания. Из аргументации Фрейда, однако, становится ясно, что центральная проблема в «Очерках» — инфантильная сексуальность. В сексуальных отклонениях, по мнению Фрейда, выражается прежде всего психический инфантилизм, тогда как преобразования в пубертате подготавливаются и детерминируются судьбой инфантильной сексуальности.
Сексуальные девиации Фрейд подразделяет по объекту и цели — классификация, которую он заимствовал у Краффт-Эбинга (Krafft-Ebing 1886). Отклонения в отношении объекта Фрейд усматривает в гомосексуальности и в выборе детей и животных в качестве сексуальных объектов. То, что Фрейд причисляет к отклонениям в отношении сексуальной цели, в частности, куннилингус, фелляцию и фетишизм, понимаемые им как сексуальные аберрации, показывает, насколько сильно, несмотря на все свои просветительские намерения, Фрейд был скован моральными представлениями своей эпохи.
Тем не менее,Фрейд не видит резких границ между девиациями и нормальной сексуальностью. В период инфантильной сексуальности их нельзя еще полностью отделить друг от друга. Ребенок предрасположен к «полиморфной перверсии», его сексуальность не отмечена знаком функции размножения. Более того, отказ от размножения как собственно цели сексуального поведения человека, имеющий место в случае перверсий, представляет собой общий по содержанию признак, присущий инфантильной сексуальности, с одной стороны, и девиантному сексуальному поведению — с другой. Однако, как замечает Фрейд, перверсии обычно характеризуются диктатом парциального влечения, которое завладевает всем поведением индивида и его направляет. У ребенка же подобной организации нет, а потому сравнение перверсии с инфантильной сексуальностью правомерно лишь до определенной степени.
Только благодаря воспитанию у ребенка образуются «душевные плотины» — так Фрейд называет здесь мораль, стыд и отвращение, — которые, однако, имеют не только сдерживающее значение. Скорее они способствуют тому, чтобы подготовить зрелую, гетеросексуально ориентированную и направленную на размножение психосексуальность взрослого человека. Взрослый также, как правило, обладает организованной и центрированной формой сексуальности, которая характеризуется приматом гениталий. Такая организация достигается благодаря отказу от ряда первоначальных целей влечений и поддерживается моралью, стыдом и отвращением. Однако в состоянии влюбленности эти культурно обусловленные препятствия вновь преодолеваются; мораль, стыд и отвращение снова ограничиваются вследствие «либидинозной переоценке сексуального объекта». Очевидно, что эти душевные барьеры прежде всего имеют функцию десексуализации социальных отношений между людьми, но при установлении объектных отношений они могут быть частично вновь устранены.
Для сексуальности невротика, по Фрейду, характерны прежде всего три признака: продолжение существования децентрированной, инфантильной сексуальности; с этим связано преобладание первертированных, пусть даже бессознательных или пережитых только в фантазии инстинктивных импульсов; и, наконец, наличие сильнейшего вытеснения инстинктивных импульсов, делающее прежде всего невозможным реализацию соответствующих желаний и способное привести к невротической защите, к невротическому конфликту и в конечном итоге к расщеплению психики. Влечения и компоненты влечений, которые расщепляются подобным образом, не могут быть включены в управляемые со стороны Я интегрированные взаимосвязи, а потому их развитие сдерживается. Следовательно, чем обширнее вытеснение, тем больше должна быть область, остающаяся инфантильной.
Процесс вытеснения осуществляется на разных фазах психосексуального развития, через которые проходит каждый человек и преодоление которых требует от него отказа от части инстинктов и должно привести к достижению намеченной воспитанием «культурной способности». Тем не менее вытеснение не является адекватным психическим механизмом, ведущим к зрелости; этот механизм скорее не позволяет должным образом контролировать влечения. Подлежащие вытеснению влечения и компоненты влечений остаются несоциализированными, архаичными и сохраняются в системе бессознательного в первоначальном виде.
В разных фазах психосексуального развития на переднем плане сексуальных интересов ребенка находится соответствующая эрогенная зона и начинает преобладать с нею связанное парциальное влечение. Кроме того, в отдельных фазах начинают образовываться основные полярности, характерные для последующей сексуальной жизни взрослого человека. В оральной фазе, которая еще целиком определяется отношениями между матерью и ребенком, закладываются фундаментальные основы будущей организации Я. Тем самым эта фаза находится под знаком полярности субъекта и объекта, то есть в ней можно произвести первую дифференциацию с точки зрения этой полярности. В анально-садистской фазе на первом плане стоит полярность «активный—пассивный», в фаллической фазе, по мнению Фрейда, на передний план выдвигается противопоставление «мужской—кастрированный». И только по достижении пубертатного возраста окончательно образуется полярность «мужской—женский», или, как сказали бы сегодня, психосексуальная идентичность находит свое окончательное выражение. Сексуальное влечение является вначале аутоэротическим и впервые проявляется по отношению к материнской груди, присоединяясь к жизненно важной функции младенца. Тем самым в качестве эрогенной зоны в оральной фазе на переднем плане выступает рот. В анальной фазе особое значение приобретает стул ребенка, при этом доминирующей эрогенной зоной становится анус.
Высшей точки инфантильная сексуальность достигает, наконец, в догенитальной фазе. Фрейд потому говорит о догенитальной фазе, что здесь примат гениталий еще не закрепился полностью. Он называет также эту фазу фаллической, поскольку здесь в центре сексуального интереса находится фаллос или клитор, то есть «мужская» сексуальность у обоих полов. Эта инфантильная сексуальность уже в значительной степени приближается к сексуальности взрослого человека, прежде всего потому, что ребенок в возникающей теперь эдиповой ситуации уже стоит перед выбором объекта, который следует интерпретировать как сексуальный. «Приближение детской сексуальной жизни к сексуальной жизни взрослого идет гораздо дальше и касается не только возникновения выбора объекта.
Даже если это и не приводит в правильному объединению парциальных влечений под приматом гениталий, то все же на вершине развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и к их деятельности приобретает доминирующее значение, которое лишь немногим уступает значению этого интереса в зрелом возрасте. Основной чертой этой "инфантильной генитальной организации" является вместе с тем ее отличие от генитальной организации взрослых. Оно состоит в том, что для обоих полов играют роль лишь одни гениталии — мужские. Следовательно, существует не просто примат гениталий, но примат фаллоса». К этому предположению Фрейд присоединяет утверждение о «зависти к пенису», которая, по его мнению, присутствует у девочек, — утверждение, которое неоднократно критиковали и толковали как выражение «мужского шовинизма». Также и идея Фрейда, что доминирование клитора у взрослой женщины является выражением сохранившейся инфантильной сексуальности и связано с желанием «быть мужчиной», интерпретировалось в связи с фрейдовской теорией фаллической фазы и опять-таки критиковалось как выражение одностороннего и неверного понимания женской сексуальности.
На вершине инфантильной сексуальности ребенок вдруг понимает, что не может достичь желанного сексуального объекта, в роли которого, как правило, выступает родитель противоположного пола. В результате, однако, развитие инфантильной сексуальности приходит в состояние застоя, «который в благоприятных с точки зрения культуры случаях заслуживает названия "латентного периода". Латентный период может и не наступить. Он не всегда приводит к прерыванию сексуальной активности и сексуальных интересов по всему фронту».
Значение предполагаемого Фрейдом латентного периода состоит, следовательно, в том, что в этот период, а значит в то время, когда сексуальное любопытство ребенка спадает, либидо постепенно отрывается от родителей. Но удастся ли одолеть эдипов комплекс, станет ясно лишь по достижении пубертата.
Выбор объекта, происходящий после пубертатного возраста, показывает также, насколько успешно были пройдены фазы психосексуального развития. Если успешно, это значит, что аутоэротизм в значительной степени преодолен, а парциальные влечения (желание рассматривать и самому показывать, садистские и мазохистские компоненты) объединены под приматом гениталий. Тем самым также окончательно положен конец преобладанию отдельных эрогенных зон. Правда, остается сомнительным, действительно ли следует ожидать у ребенка такой однозначной концентрации на отдельных эрогенных зонах, как это утверждает Фрейд.
В «Очерке о психоанализе» (1940) Фрейд замечает, что, собственно говоря, все тело является «такой эрогенной зоной». Это, пожалуй, прежде всего относится к ребенку, который особенно сильно настроен на чувственный контакт с внешним миром. Учение о психосексуальных фазах в дальнейшем претерпело в работах психоаналитиков гораздо большие изменения, чем здесь говорилось. Делались также попытки связать специфические невротические нарушения со сновидениями и конфликтами в соответствии с той или иной специфической фазой психосексуального развития. Тем не менее для объяснения психических заболеваний соответствующие простые редукционистские модели привлекаются сегодня лишь в качестве частных гипотез.
Далее, гипотеза о фазах психосексуального развития привела к более широким гипотезам относительно развития характера. В зависимости от того, в какой фазе психосексуального развития индивид в силу конституциональных или случайных причин сталкивается с серьезными проблемами, в качестве реакции на это развивается структура его характера. У Фрейда о «характере» говорится в общей форме: «Добрая часть того, что мы называем "характером" человека, построена на материале сексуальных возбуждений и состоит из фиксированных с детства влечений, из того, что достигнуто благодаря сублимации, и из тех конструкций, которые предназначены для действенного подавления первертированных побуждений, признанных неприемлемыми». В изучение отношений между сексуальностью, защитой и формированием характера большой вклад внес Вильгельм Райх. Изложенная в «Трех очерках по теории сексуальности» точка зрения на инфантильную сексуальность, как мы можем в заключение констатировать, является в значительной степени аналитической. С другой стороны, благодаря такому подходу Фрейд сумел показать связь между явлениями, рассматривавшимися дотоле прежде всего как резкие, несвязанные между собой противоположности.
Так, Фрейд объяснил: — сексуальность взрослого человека исходя из инфантильной сексуальности, которую в XIX веке пока еще в значительной степени отрицали или толковали как явление дегенерации; — гомосексуальность и гетеросексуальность как формы проявления изначальной бисексуальности; — перверсии и неврозы как связанные между собой через задержку развития инфантильной сексуальности; — «аномальное» и «нормальное» сексуальное поведение как в основе своей неотделимые друг от друга.
Фрейд отнюдь не был первым, кто вплотную занялся проблемами сексуальности. Его работа по теории сексуальности появилась среди множества трудов, которые примерно с 1880 года стали публиковаться все чаще. Научный интерес к теме сексуальности являлся одним из веяний времени. Очевидно, что работы, касающиеся этой темы, были настолько известны, что Фрейд упоминает в «Очерках» соответствующих авторов лишь вскользь — Краффта-Эбинга, Молля, Мёбиуса, Эллиса, Шренка-Ноцинга, Лёвенфельда, Эйлесбурга, Блоха и Хиршфельда — и добавляет: «Поскольку у них приведена и прочая литература по теме, я могу воздержаться от подробных ссылок». Таким образом, Фрейда ни в коем случае нельзя представлять себе как первого или даже единственного автора, который научно занимался проблемой сексуальности и сексуальным просвещением. Например, в том же году, что и его «Три очерка по теории сексуальности» (1905), появился еще один привлекший внимание труд — «Половой вопрос» Аугуста Фореля, директора цюрихской лечебницы Бургхёльцли, предшественника на этом посту Эугена Блейлера.
В XVIII веке в научной литературе, посвященной проблеме сексуальности, особо важное место занимал вопрос о мастурбации. Усилия были направлены на то, чтобы все телесные и душевные недуги свести к мастурбации. В XIX веке в центре научных интересов стояла прежде всего проблема перверсий, и не раз утверждалось, что перверсии следует понимать как следствие вырождения. В конце XIX — начале XX века все больше усилий прилагалось, чтобы обсуждать проблему сексуальности в менее идеологизированном контексте. При этом, как и у Фрейда, предметом критики все больше становилась буржуазная мораль, тогда как прежде она часто имплицитно являлась составной частью «научных» теорий. В 1889 году Магнус Хирш-фельд основал первый специальный журнал по изучению сексуальности под названием «Jahrbuch far sexuelle Zwischenstuffen», а в 1906 году Иван Блох ввел немецкоязычный термин «Sexualwissenschaft», то есть «наука о сексуальности», «сексология».
Молль опубликовал «Исследования сексуального либидо» — работу, из которой, по собственному признанию Фрейда, он и заимствовал термин «либидо». Теория бисексуальности человека популяризировалась Вейнингером еще до появления «Трех очерков» Фрейда. Таким образом, создавая «Три очерка по теории сексуальности», Фрейд мог располагать обширным материалом, который был накоплен независимо от психоаналитических исследований.
Важнейшим вкладом Фрейда в современную ему теорию сексуальности следует признать, пожалуй, его представления об инфантильной сексуальности и ее определяющей роли в развитии зрелой психосексуальности взрослого человека. Фрейд связал значение инфантильной сексуальности в рамках постоянно развивающейся психоаналитической теории с гипотезой о детстве, которая выходит далеко за пределы более узкой сферы проблем сексуальности. В качестве характерной особенности «детства» выступает большая впечатлительность и уязвимость, присущие ребенку. Так, засевшие в бессознательном инфантильные переживания и впечатления могут на протяжении десятилетий детерминировать поведение, причем сам индивид порой и не подозревает об этой базисной мотивации.
Согласно Фрейду, соответствующие переживания не обязательно оказывают непосредственное воздействие, оно может проявиться только после латентного периода. К гипотезе о латентной фазе, которую выдвинул Фрейд, рассматривая развитие человеческой сексуальности, он возвращается и в своем общем учении о неврозах. В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия», последнем большом сочинении, увидевшем свет при жизни Фрейда, он еще раз резюмирует, что «генез невроза всегда и везде восходит к очень ранним впечатлениям детства». И он предлагает для развития невроза следующую общую схему: «Ранняя травма — защита — латентный период — проявление невротического заболевания — частичное возвращение вытесненного». Это, однако, представляет собой в сущности схему, по которой, согласно гипотезе Фрейда, происходит и развитие человеческой сексуальности: инфантильная сексуальность — защита от архаических и примитивных инстинктивных импульсов — латентный период — пубертат (новый «всплеск» сексуальности) — частичное возвращение инфантильной сексуальности (например в связи с выбором объекта).
Насколько тесной представляется самому Фрейду связь между его гипотезой о сексуальном развитии человека, с одной стороны, и гипотезой о возникновении неврозов, с другой, видно, также из построения «Лекций по введению в психоанализ». Здесь он не выделяет проблему сексуальности в самостоятельный раздел — в отличие от «ошибочных действий» и «сновидений» — своими рассуждениями о сексуальности он делится главным образом в третьей части «Лекций», где речь идет об общей теории неврозов.
Хотите разместить эту статью на своем сайте?
Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.
_________________ Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!
|