Первая попытка Фрейда сформулировать общую теорию душевного события относится к последнему десятилетию прошлого века. То есть она была предпринята еще до того, как начал разрабатываться психоанализ как метод лечения и новый теоретический подход к пониманию душевных функций в целом и различных форм заболеваний в частности. То, что и сам Фрейд был неудовлетворен своей первой концепцией душевных процессов, изложенной в его «Проекте научной психологии» (1895а), видно уже из того, что он никогда не намеревался публиковать эту работу. Только благодаря случаю манускрипт «Проекта» сохранился и в 1950 году был впервые опубликован. Содержание «Проекта», а также фрейдовская переписка с Флиссом в период 90-х годов прошлого века (1892—1899) показывают некоторые из причин, почему он считал этот проект неудовлетворительным. По существу, это была попытка создать психологию душевного события, основанную на нейрофизиологических процессах, с целью установить параллели между двумя этими сферами функций.
Хотя ввиду огромных проблем, с которыми он столкнулся при описании параллельных процессов на нейрофизиологическом и психическом уровнях, Фрейд оставил эту попытку, надо сказать, что и последующие его теории душевных процессов вплоть до последних работ во многом проникнуты мыслями и представлениями, которые были изложены в «Проекте». Это, например, относится к представлению о психической энергии, способной перемещаться с одного содержания на другое по определенным путям, затем к идее сопротивления и «проторения путей» в смысле катексиса определенных содержаний, а также к концепции защиты от неприятных или невыносимых представлений или аффектов и ко многим другим идеям, которые — тем или иным образом — оставались незаменимыми составными частями различных моделей, которые Фрейд разрабатывал в течение примерно тридцати лет своей жизни.
То, что нам известно о фрейдовских концепциях структуры психики и ее функций, позволяет сделать вывод, что речь идет о нескольких различных теориях. Этот исторический факт побудил Рапапорта (Rapaport 1959) выделить в научном творчестве Фрейда три отдельных этапа: первый — приходящийся на 1886—1897 годы, второй — продолжавшийся с 1897 по 1923 год, и, наконец, третий — с 1923 по 1939 год — год его смерти. Эти три этапа соответствуют трем основным моделям психики или же постулированным Фрейдом в его работах «системам соотносительных понятий». Первый этап — если иметь в виду психоаналитически ориентированные работы — был относительно недолгим, он охватывает примерно одно десятилетие — с 1886 по 1897 год. Это период после сыгравшего огромную роль в судьбе Фрейда пребывания в Париже у Шарко (1885—1886), которым объясняется побуждение изложить собственные мысли об этиологии истерических расстройств, в своем развитии увенчавшееся знаменитыми «Очерками об истерии» (1893—1895), написанными им совместно с Йозефом Брейером.
Следует подчеркнуть, что теоретические положения Фрейда всегда основывались на клиническом опыте лечения пациентов, страдавших той или иной формой «нервного расстройства»; в этом отношении они являлись попыткой систематизации и обобщения клинических результатов и разработки моделей, которыми можно было бы психологически описать и объяснить как нормальные, так и патологические явления.
Модель психического аппарата, соответствующая формулировкам первого этапа, во фрейдовских работах того времени не является четко сформулированной, в отличие от последующих моделей, характерных для второго и третьего этапов. Появившиеся в них понятия «топическая» и «структурная» (а также «экономическая» и «динамическая») стали общепринятыми терминами, употреблявшимися в соответствии со значениями, которые вкладывал в них сам Фрейд. С другой стороны, модель психики, соответствующая первому этапу, не получила подобного обозначения. Термин «аффективная травма» в качестве системы соотносительных понятий для этой самой первой психоаналитической модели психики, представлявшей собой на первом этапе развития психоаналитической теории Фрейда основу его теоретических рассуждений, был введен в 1972 году Сандлером, Холдером и Дэйром. Выражение «аффективная травма» относится к двум основополагающим представлениям, которые на том первом этапе занимали мысли Фрейда и которые являются средоточием его взглядов на патологические явления и попыток их объяснения.
При последующем изложении модели аффективной травмы это будет рассмотрено более подробно.
Причины, подтолкнувшие Фрейда к разработке модели аффективной травмы, в которой основной акцент делается на внешних травматических событиях и их воздействии на психический аппарат, особенно хорошо видны в переписке Фрейда и Флисса (1892—1899). Из этих писем, равно как из фрейдовского самоанализа и все более интенсивной работы как с собственными сновидениями, так и со сновидениями его пациентов, отчетливо явствует, что он стал понимать и все больше утверждаться во мнении, что большинство рассказов его пациентов о сексуальном совращении, про которые он думал, что они имели место в действительности, на самом деле были только их представлениями-желаниями и фантазиями, а не воспоминанием о реально пережитом опыте. Важнейшим письмом по этому поводу является письмо от 21 сентября 1897 года, в котором Фрейд отмечает, что основательно заблуждался в историях своих пациентов об их совращении в детстве. В конце концов ему показался подозрительным факт, что каждый раз виновным в извращении, по-видимому, оказывался отец, хотя значительное распространение этой перверсии было маловероятным3. В «Жизнеописании» Фрейд без обиняков изложил причины, почему он отказался от так называемой «теории совращения»: «...я должен вспомнить заблуждение, которому я одно время предавался и которое вскоре стало тормозить всю мою работу. Под нажимом моего тогдашнего технического метода большинство моих пациентов репродуцировали сцены из своего детства, содержанием которых являлось сексуальное совращение взрослыми... Я поверил этим рассказам, а потому предположил, что в этих переживаниях сексуального совращения в детстве обнаружил источник последующего невроза.. После того как я все же был вынужден признать, что этих сцен совращения никогда не было, что они являются лишь фантазиями моих пациентов,' которые, возможно, я сам им и навязал, какое-то время я находился в растерянности... Когда же я взял себя в руки, то сделал из моего опыта верные выводы, что невротические симптомы присоединялись не к непосредственным реальным событиям, а к желаниям-фантазиям...».
Осознание этого факта знаменовало переход ко второму этапу развития психоанализа, который длился с 1897 по 1923 год — до официального представления структурной модели. Новые фрейдовские идеи впервые обозначаются в монументальном труде «Толкование сновидений» (1900), в частности в знаменитой седьмой главе этой столь важной в историческом отношении книги. Эта глава содержит первое систематическое описание душевного аппарата и способов его функционирования. В отличие от модели, лежавшей в основе его рассуждений в первый период, новая топическая модель Фрейда позволяет в равной степени дать объяснение не только патологическим явлениям, но и нормальным душевным процессам. Учитывая масштаб, в котором достигается эта цель, «Толкование сновидений» можно рассматривать как попытку поднять психоаналитическое мышление и психоаналитическую теорию на уровень общей психологии.
От первого этапа его исследований ко второму происходит смещение основного акцента в сторону влечений, которым теперь, в противоположность реальным событиям, придается решающее значение. Это смещение акцента находит свое отражение и во фрейдовских «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), представляющих собой первый опыт разработки психоаналитической теории влечений. В своей полной перемен истории она с этого момента навсегда осталась в первую очередь теорией влечений. С тех пор энергия влечения, как в ее нормальных, так и патологических проявлениях, рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Благодаря «Трем очеркам» детская сексуальность как одна из основополагающих гипотез стала составной частью психоаналитической теории. Если на первом этапе Фрейд уделял основное внимание приспособлению индивида к внешним событиям, в частности травматического характера, то теперь он стал больше обращаться к приспособлению человека к своим внутренним силам, прежде всего к приспособлению к влечениям4 и к их трансформации в процессе развития индивида, вызванной изменениями первоначальных целей и объектов этих влечений. Исходя из этого, Фрейд предположил, что даже самые высокоразвитые и утонченные интересы и виды деятельности в жизни человека отчасти проистекают из трансформации (сублимации) импульсов, исходящих от инфантильных влечений.
Относящаяся ко второму этапу топическая теория — впервые изложенная в седьмой главе «Толкования сновидений» — претерпела за этот период различные изменения. Отчасти они были следствием перемены фрейдовских взглядов на значение качества сознания и, соответственно, изменившегося статуса системы «сознательное» в иерархии разных психических систем в топической теории. Кроме того, их можно объяснить появлением у Фрейда новых идей, возникших прежде всего при разграничении принципов удовольствия и реальности (1911) и разработке концепции нарциссизма (1914), где он предположил, что либидо, та гипотетическая, очевидно присущая сексуальным влечениям энергия, может сделать объектом как самого человека, так и наполнить собой представление о некотором внешнем объекте. В этой важной статье главным образом обсуждается вопрос формирования идеала, где просматриваются наметки тех концепции, которые спустя десять лет воплотились в представлении о Сверх-Я. Все эти и другие новые теоретические открытия описываются Фрейдом в так называемых «метапсихологических очерках» 1915 года («Вытеснение»; «Влечения и их судьба»; «Бессознательное»; «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях»), которые более подробно будут рассмотрены в дальнейшем при изложении топической теории.
Хотите разместить эту статью на своем сайте?
Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.
_________________ Психологические консультации в Москве. Здесь вам всегда помогут!
|